Отчёт по практике|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Отношения между матерью и ребенком

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2019 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

1 Организация и методы исследования

2 Анализ результатов исследования

3 Программа коррекции родительско-детских отношений в семьях группы риска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение А Результаты диагностики

Цель практики - выявление особенностей родительско-детских отношений в монородительских (материнских) семьях.

Гипотеза исследования: предполагается, что отношение матери к детям в полных и монородительских (материнских) семьях различается. Родительско- детские отношениях в монородительской семье характеризуются близкой дистанцией, тревожностью, гиперпротекцией, отсутствием жестких требований, инфантилизацией ребенка.

Объект исследования - родительско-детские отношения.

Предмет исследования - родительско-детские отношения в монородительских (материнских) семьях.

Задачи исследования:

  1. Эмпирически исследовать особенности родительско-детских отношений в монородительских материнских семьях.
  2. Разработать программу коррекции родительско-детских отношений в монородительских материнских семьях.

Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
  2. Методы эмпирического исследования: тестирование; опрос; методы математической обработки.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:

  1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера [58].
  2. Рисуночная методика «Мать и дитя» М.Л. Мельниковой [28].
  3. Рисуночная методика «Я и мой ребенок в виде цветов» Е.Е. Моховой, В.А. Мохова [51].

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 человек: 30 подростков (10 - 11 лет) и 30 женщин (30 - 40 лет). Респонденты поделены на равные группы по критерию «полнота состава семьи»: первую группу образовали 30 человек, члены монородительских (материнских) семей; вторую группу - 30 человек, члены полных семей.

 

  1. Организация и методы исследования

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях для разработки путей оказания психологической помощи в родительско-детских отношениях.

Гипотеза исследования: предполагается, что отношение матери к детям в полных и неполных семьях различается.

В эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей подросткового возраста (10 - 11 лет) и их матери. Испытуемые были поделены на две группы: 1) 15 человек детей, где матери, воспитывают ребенка одни; 2) 15 человек, где матери, воспитывают ребенка с отцом.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики:

  1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера (Методика АСВ) [58].

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах - для родителей детей     и                                    подростков.                     Тест          «Анализ семейных

взаимоотношений» предназначен для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании. Методика «Анализ семейных взаимоотношений» позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности. Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы - работу механизмов семейной интеграции.

Название шкал:

  • Уровень протекции в процессе воспитания (шкалы Г+; Г-);
  • Степень удовлетворения потребностей ребенка (шкалы У+; У-);
  • Количество и качество требований к ребенку в семье (шкалы Т+. Т-; 3+. 3-);
  • Строгость санкций(наказаний) за нарушение требований ребенком (шкаль С+; С-);
  • Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н);
  • Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);
  • Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);
  • Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);
  • Фобия утраты ребенка ( шкала ФУ);
  • Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);
  • Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качест! (шкала ПНК);
  • Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкал; ВК);
  • Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимость от его (ребенка) пола (шкала предпочтения мужских качеств - ПУПС; шкал; предпочтения женских качеств -ПЖК).
  1. Рисуночная методика «Мать и дитя» М.Л. Мельниковой [28].

Методика выявляет особенности представления индивида об отношениях с матерью, качество привязанности к ней, а также оценивает личностные характеристики в контексте ранних отношений. После оценки разных характеристик рисунка высчитываются обобщенные показатели привязанности, тревожности и надежности, определяются типы привязанности: надёжный, амбивалентный, избегающий или дезорганизованный.

  1. Рисуночная методика «Я и мой ребенок в виде цветов» Е.Е. Моховой, В.А. Мохова [51].
  1. Алексеева В.П., Егорова В.Н., Егорова Т.П., Макарова А.П. Детско- родительские отношения в материнской семье // Казанская наука. № 11. 2015. С. 309-311.
  2. Андреева Т.В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2009. 256 с.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ,
  4. 304 с.
  5. Варга А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания. М.: ОГИ, Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. 640 с.
  6. Гасанова П.Г., Даудова Д.М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. №3. 2015. С. 1­8.
  7. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. СПб.: Питер, 2010. 183 с.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ, 2014. 238 с.
  9. Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004. 208с.
  10. Головин М.С. Особенности формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных семей [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2012. № Режим доступа:                      URL:

http://psychology.snauka.ru/2012/06/685 (дата обращения: 11.09.2020).

  1. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 10. С. 99-108.
  2. Дружинин В.Н. Психология  семьи. Екатеринбург: Деловая     книга,
  3. 176 с.
  4. Дулинова А.Т. Детская безнадзорность:    состояние и пути

преодоления: учеб, пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений. М.: МГСУ, 2008. 278 с.

  1. Егорова В.Н., Матвеева Н.В. Детско-родительские отношения в материнской семье // Russian Journal of Education and Psychology. № 10. 2018. С. 37-54.
  2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.

СПб., 2007. 224с.

  1. Захаров С.В., Чурилова Е.В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования // Мир России. 2013. Том №4. С. 86-117.
  2. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: ВЛАДОС, 2006. 246 с.
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2013. 576 с.
  4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы

семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

  1. Князева Т.Н., Иванцова А.И. Специфика восприятия       детско-

родительских отношений детьми и родителями в полных и неполных семьях [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018.              №59-3.               С.          396-341.          Режим          доступа:          URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vospriyatiya-detsko-roditelskih-otnosheniy- detmi-i-roditelyami-v-polnyh-i-nepolnyh-semyah (дата обращения: 13.01.2021).

  1. Корнеева Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. 2007. № 3. С. 3-8.
  2. Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 1. С. 16-25.
  3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 283 с.
  4. Левашкина А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Ярославль, 2013. 153 с.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, речь. СПб.: Питер, 2007. 396 с.
  6. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 2000. 416 с.
  7. Малявко Н.Л. Эмпирическое исследование особенностей переживания родительско-детских отношений в неполной семье // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 31. 2013. С. 12-16.
  8. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №

Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 173-178.

  1. Мельникова, М.Л. Рисунок "мать и дитя" в диагностике привязанности: методическое руководство. Ижевск: ERGO, 213 с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, МПСИ, 2011. 400 с.
  4. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6. 2014. С. 49-52.
  5. Наумова Д.В., Данилова М.В. Особенности родительско-детских взаимоотношений в семьях группы риска // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 537-540.
  6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 159 с.
  7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К.: Наукова думка, 2006. 374 с.
  8. Овчарова Р.В. Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. Курган: Редакционно-издательский центр КГУ, 2014. 356 с.
  9. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 368 с.
  10. Першина А.В. Изучение формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 716-718.
  11. Пишняк А.И., Попова Д.О. Бедность и благосостояние российских семей с детьми на разных этапах экономического цикла // SPERO. №14. С. 57-78.
  12. Пономарев П.А. Тищенко А.Ю. Неполная семья: проблемы и особенности // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть М.: «АР Консалт» 2015. С. 15-20.
  13. Пономарев П.А., Штильников Д.Е. Особенности психического развития детей в семьях группы риска // Молодой ученый. 2017. №14. С. 191-194.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 10 стр.
Отчет по практике по психологическому консультированию
Telesammit
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2020 год 60 стр.
Анализ семейных отношений и их влияние на агрессивность подростков
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 58 стр.
Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения подростков
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 26 стр.
Детско-родительские отношения
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 27 стр.
Отношения в семье
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское