Отчёт по практике|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Анализ семейных отношений и их влияние на агрессивность подростков

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 60

ВВЕДЕНИЕ

  1. Описание выборки исследования
  2. Методы исследования
  3. Этапы и процедура исследования
  4. Математико-статистические методы обработки данных
  5. Изучение проявлений агрессивного поведения подростков
  6. Сравнительный анализ личностных особенностей агрессивных и неагрессивных подростков
  7. Изучение стилей семейного воспитания и ведущих параметров семейного воспитания
  8. Изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивного поведения подростков
  9. Сравнительный анализ выраженности различных форм агрессивного поведения старших подростков до и после проведения коррекционно-развивающих занятий
  10. Основные результаты исследования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Цель практики – определить особенности влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.

Объект исследования – агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования – влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.

Гипотезы исследования:

  1. Предполагается, что существует влияние семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков, в частности: уровень агрессивности будет выше у тех подростков, отношения родителей к которым характеризуются чрезмерной строгостью, наличием множеством запретов, а также дистанцирующихся от своих детей в эмоциональном плане.
  2. Предполагается, что специализированная деятельность в форме социально-психологического тренинга способствует снижению уровня агрессивного поведения у подростков.

Задачи:

1 Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей влияния семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.

  1. Проанализировать полученные в ходе исследования данные.

Методы исследования:

  1. Анализ научных источников по теме исследования.
  2. Эмпирические методы психологического исследования.
  3. Методы статистического анализа полученных в исследовании данных.

Методики исследования:

  1. Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки
  2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
  3. Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей).
  5. Методика диагностики стилей семейного воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Методы статистического анализа:

  1. Методы дескриптивной статистики.
  2. Критерий Колмогорова-Смирнова.
  3. Критерий Манна-Уитни.
  4. Критерий Виклкоксона.
  5. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Выборка исследования: 50 детей в возрасте от 15 до 16 лет

 

1. Описание выборки исследования

Для исследования особенностей влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование носит комплексный характер и включает в себя элементы экспериментального и корреляционного исследования.

Участниками исследования выступают 50 детей в возрасте от 15 до 16 лет. Также в исследовании приняли участие 50 родителей (опекунов) подростков. Все участники исследования, обучающиеся в старших классах относятся к категории «успевающих», не имеют серьезных заболеваний, а также не находятся в социально опасном положении.

2. Методы исследования

На всех этапах исследования были использованы в качестве основных методов методы опроса и тестирования. Для определения специфики влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков были использованы следующие психодиагностические инструменты:

  1. Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки
  2. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
  3. Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
  4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей).
  5. Методика диагностики стилей семейного воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.

Обратимся к характеристике данных психодиагностических методик.

  1. Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки. Данная методика направлена на определение и дифференциацию проявлений враждебности и агрессии. В рамках методики функционируют восемь основных шкал:
  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Данная методика включает в себя 75 вопросов, предусматривающих ответы «да» или «нет».

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Методика предназначается для диагностики актуального психического состояния человека зрелого возраста. Стимульным материалом методики выступают 40 утверждений, предполагающих выбор одного из трех вариантов ответа. В методике функционируют такие шкалы, как: «тревожность», «фрустрация», «агрессивность», а также «ригидность». Результаты диагностики имеют качественную интерпретацию и соответствие с уровнями выраженности того или иного аспекта психического состояния. Результат подсчеитывается в соответствии с ключом.
  2. Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко. Патодиагностический опросник А.Е. Личко (ПДО). Данная психодиагностическая методика предназначена для определения особенностей выраженности разных типов акцентуаций у лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Методика позволяет оценить особенности выраженности акцентуаций характера и психопатий, а также сопряженных особенностей личности. ПДО активно используется в практической деятельности медицинских психологов, психиатров, психологов образования. Методика включает в себя 25 таблиц – наборов фраз, в каждом из которых от 10 до 19 вариантов ответов.
  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2012г. – 491с.
  2. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребёнка // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 82-92.
  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 2008 - 311 с.
  4. Адеркас, А. М. Влияние особенностей родительского отношения на подростковую агрессию / А. М. Адеркас, К. А. Скуратова // Образовательный процесс. – 2019. – № 2(13). – С. 5-11.
  5. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб: Питер, 2007г. -428с.
  6. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92.
  7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль, СПб.: «ПраймЕВРОЗНАК» 2007. -320 c.
  8. Бастрыкин назвал неблагополучной ситуацию с подростковой преступностью: [Электронный ресурс] / URL: http://tass.ru/ (Дата обращения: 04.04.2021)
  9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. - М.:Просвещение,1995. – 224 с.
  10. Борисенко Ю.В., А.Г. Портнова. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии.– 2006.– №3.– С.122-130
  11. Бурлачук, А. Словарь-справочник по психодиагностике  /  А.  Б Бурлачук 2-е издание перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2013. -528 с.
  12. Бэрон Р., Ричардсон Дж. Агрессия. СПб.: Питер 2001. -205 c.
  13. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. -СПб.: Петрополис, 1998. - 272 с.
  14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
  15. Дементий, Л. И. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка / Л. И. Дементий, А. В. Колодина // Вестник Омского университета. – 2013. – № 2(68). – С. 182-187.
  16. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84.
  17. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб: Питер, 2009. – 500 с.
  18. Ениколопов, С. Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета, 1994, 1, 62-68 С
  19. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. -320 с.
  20. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
  21. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения/П. Ковалев. - СПб., 2012. -285 с.
  22. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 2015.- 256 с.
  23. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск., 2017 -218 c.
  24. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - ноябрь 2020 года [Электронный ресурс] // https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22501861/(Дата доступа: 02.04.2021)
  25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2018. – 288 с.
  26. Ласкин, А.А. Влияние семьи и семейного воспитания на подростковую агрессивность / А.А. Ласкин // Мировоззрение в XXI веке. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 35-40.
  27. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2019. - 320 с.
  28. Лоренц К., Агрессия. М.: «Амфора», 2001 - 240 c.
  29. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания/ В.М. Минияров. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. - 364 с.
  30. Момбей-Оол, С. М. Специфика агрессивности подростков с разными типами акцентуаций характера / С. М. Момбей-Оол, А. А. Хомушку // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2019. – № 4(43). – С. 29-35.
  31. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. - М., 2014. - 285 с.
  32. Носкова, М.В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. - автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук: 19.00.05/ М.В. Носкова. - М.: РГСУ, 2010. - 22 с.
  33. Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия). - автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук: 22.00.04/ Б.Б. Нусхаева. - М., 2017. - 26 с.
  34. Овчарова Р. В. Практическая психология  образования: Учеб. пособие  для студ. психол. фак. Университетов. -М.: Издательский центр  «Академия», 2013. -448 с.
  35. Паренс, Г.А. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 2007. – 152 с.
  36. Плотникова, Н. Н. Агрессивное поведение подростков и его связь со стилем семейного воспитания / Н. Н. Плотникова, Е. Д. Мирошниченко // Информ-образование. – 2020. – № 1. – С. 186-192.
  37. Поладова, Г. М. Проявление агрессивности у подростков с возбудимым типом акцентуации / Г. М. Поладова, М. А. Магомедова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 11(39). – С. 440-446.
  38. Психология человеческой агрессивности/ под ред. К.В. Сельченок. Мн., 2009.-290 с.
  39. Реан А.А. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2011г. – 580с.
  40. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. С. 125
  41. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1997. – 23 С.
  42. Свирская Л.Н. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  43. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-14
  44. Тихонов, Г.М. Одиночество: стереотип и реальность / Г. М. Тихонов ; ИжГТУ. - Ижевск, 2005. - 376 c.
  45. Токарев А.А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования / А. А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 27-40.
  46. Трофимова, С.А. Психологические проблемы современной семьи/ С.А. Трофимова// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей/ Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. -Мурманск: МГПУ, 2019. - C. 11 - 15.
  47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, М.: «АСТ: АСТМОСКВА», 2006. - 325 c.
  48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер Пресс, 2017. – 608 с.
  49. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. -М.: 2011. - 168 с.
  50. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по детской психологии/под ред. Г. В. Бурменской. - М., 2005. - С. 215-228.
  51. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 10 стр.
Отчет по практике по психологическому консультированию
Telesammit
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 58 стр.
Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения подростков
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 26 стр.
Детско-родительские отношения
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 27 стр.
Отношения в семье
bugalter
Отчёт по практике Основы психологии семьи и семейного консультирования
2019 год 30 стр.
Отношения между матерью и ребенком
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское