ВВЕДЕНИЕ
- Описание выборки исследования
- Методы исследования
- Этапы и процедура исследования
- Математико-статистические методы обработки данных
- Изучение проявлений агрессивного поведения подростков
- Сравнительный анализ личностных особенностей агрессивных и неагрессивных подростков
- Изучение стилей семейного воспитания и ведущих параметров семейного воспитания
- Изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и агрессивного поведения подростков
- Сравнительный анализ выраженности различных форм агрессивного поведения старших подростков до и после проведения коррекционно-развивающих занятий
- Основные результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Цель практики – определить особенности влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.
Объект исследования – агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования – влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.
Гипотезы исследования:
- Предполагается, что существует влияние семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков, в частности: уровень агрессивности будет выше у тех подростков, отношения родителей к которым характеризуются чрезмерной строгостью, наличием множеством запретов, а также дистанцирующихся от своих детей в эмоциональном плане.
- Предполагается, что специализированная деятельность в форме социально-психологического тренинга способствует снижению уровня агрессивного поведения у подростков.
Задачи исследования:
- Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение особенностей влияния семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков.
- Проанализировать полученные в ходе исследования данные.
Методы исследования:
- Анализ научных источников по теме исследования.
- Эмпирические методы психологического исследования.
- Методы статистического анализа полученных в исследовании данных.
Методики исследования:
- Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки
- Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
- Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей).
- Методика диагностики стилей семейного воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Методы статистического анализа:
- Методы дескриптивной статистики.
- Критерий Колмогорова-Смирнова.
- Критерий Манна-Уитни.
- Критерий Виклкоксона.
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выборка исследования: 50 детей в возрасте от 15 до 16 лет
1. Описание выборки исследования
Для исследования особенностей влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование носит комплексный характер и включает в себя элементы экспериментального и корреляционного исследования.
Участниками исследования выступают 50 детей в возрасте от 15 до 16 лет. Также в исследовании приняли участие 50 родителей (опекунов) подростков. Все участники исследования, обучающиеся в старших классах относятся к категории «успевающих», не имеют серьезных заболеваний, а также не находятся в социально опасном положении.
2. Методы исследования
На всех этапах исследования были использованы в качестве основных методов методы опроса и тестирования. Для определения специфики влияния стилей семейных отношений на формирование агрессивного поведения подростков были использованы следующие психодиагностические инструменты:
- Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки
- Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка.
- Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко.
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (варианты для подростков и родителей).
- Методика диагностики стилей семейного воспитания «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Обратимся к характеристике данных психодиагностических методик.
- Опросник исследования уровня агрессивности Басса - Дарки. Данная методика направлена на определение и дифференциацию проявлений враждебности и агрессии. В рамках методики функционируют восемь основных шкал:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Данная методика включает в себя 75 вопросов, предусматривающих ответы «да» или «нет».
- Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Методика предназначается для диагностики актуального психического состояния человека зрелого возраста. Стимульным материалом методики выступают 40 утверждений, предполагающих выбор одного из трех вариантов ответа. В методике функционируют такие шкалы, как: «тревожность», «фрустрация», «агрессивность», а также «ригидность». Результаты диагностики имеют качественную интерпретацию и соответствие с уровнями выраженности того или иного аспекта психического состояния. Результат подсчеитывается в соответствии с ключом.
- Патохарактерологический опросник для подростков А.Е. Личко. Патодиагностический опросник А.Е. Личко (ПДО). Данная психодиагностическая методика предназначена для определения особенностей выраженности разных типов акцентуаций у лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Методика позволяет оценить особенности выраженности акцентуаций характера и психопатий, а также сопряженных особенностей личности. ПДО активно используется в практической деятельности медицинских психологов, психиатров, психологов образования. Методика включает в себя 25 таблиц – наборов фраз, в каждом из которых от 10 до 19 вариантов ответов.
- Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический Проект, 2012г. – 491с.
- Адеркас, А. М. Влияние особенностей родительского отношения на подростковую агрессию / А. М. Адеркас, К. А. Скуратова // Образовательный процесс. – 2019. – № 2(13). – С. 5-11.
- Бастрыкин назвал неблагополучной ситуацию с подростковой преступностью: [Электронный ресурс] / URL: http://tass.ru/ (Дата обращения: 04.04.2021)
- Бурлачук, А. Словарь-справочник по психодиагностике / А. Б Бурлачук 2-е издание перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2013. -528 с.
- Дементий, Л. И. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка / Л. И. Дементий, А. В. Колодина // Вестник Омского университета. – 2013. – № 2(68). – С. 182-187.
- Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
- Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений. - Красноярск., 2017 -218 c.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - ноябрь 2020 года [Электронный ресурс] // https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/22501861/(Дата доступа: 02.04.2021)
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2018. – 288 с.
- Ласкин, А.А. Влияние семьи и семейного воспитания на подростковую агрессивность / А.А. Ласкин // Мировоззрение в XXI веке. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 35-40.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2019. - 320 с.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания/ В.М. Минияров. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. - 364 с.
- Момбей-Оол, С. М. Специфика агрессивности подростков с разными типами акцентуаций характера / С. М. Момбей-Оол, А. А. Хомушку // Вестник Тувинского государственного университета. №4 Педагогические науки. – 2019. – № 4(43). – С. 29-35.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. - М., 2014. - 285 с.
- Нусхаева Б.Б. Неполная семья как институт социализации детей (на примере Республики Калмыкия). - автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. социол. наук: 22.00.04/ Б.Б. Нусхаева. - М., 2017. - 26 с.
- Плотникова, Н. Н. Агрессивное поведение подростков и его связь со стилем семейного воспитания / Н. Н. Плотникова, Е. Д. Мирошниченко // Информ-образование. – 2020. – № 1. – С. 186-192.
- Поладова, Г. М. Проявление агрессивности у подростков с возбудимым типом акцентуации / Г. М. Поладова, М. А. Магомедова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 11(39). – С. 440-446.
- Трофимова, С.А. Психологические проблемы современной семьи/ С.А. Трофимова// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: Сборник научных статей/ Под ред. И.А. Синкевич, А.А. Сергеевой. -Мурманск: МГПУ, 2019. - C. 11 - 15.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер Пресс, 2017. – 608 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.