Отчёт по практике|Дошкольная педагогика и психология

Исследование творческого воображения у старших дошкольников

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 42

Введение

  1. Диагностика уровня развития творческого мышления старших дошкольников
  2. Программа развития творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
  3. Итоговая оценка уровня развития творческого воображения

у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Целью практики является рассмотрение мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и подбор методик, направленных на развитие мышления старших дошкольников.

Объектом исследования являются творческое мышление девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования -  процесс мышления старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы считаем, что процесс творческого мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет гендерные различия.

Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- разработать и апробировать программу по формированию творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;

- разработать методические рекомендации по развитию творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- педагогический эксперимент работы по выявлению у детей данной группы уровня мышления;

- наблюдение, количественная и качественная обработка имперических данных.

Методологическую базу составляют психологические теоретические и экспериментальные исследования отечественных авторов (Л.С. Выготский, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.В.Попова, В.Е.Каган, и др.), рассматривающих проблему психологических различий между полами и проблему психического развития девочек и мальчиков в период дошкольного детства.

Опытно-экспериментальная база – дети старшего дошкольного возраста дошкольного образовательного учреждения детский сад в количестве 40 человек в возрасте 6-7 лет (21 мальчик, 19 девочек).

Исследование предусматривало три этапа.

Практическая значимость. Разработанная нами программа по формированию творческого мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста может быть внедрена в практику работы дошкольных учреждений.

 

1. Диагностика уровня развития творческого мышления старших дошкольников

Диагностические исследования уровня мышления были проведены на базе  дошкольного образовательного учреждения детский сад с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 40 детей (21 мальчик, 19 девочек).

Для комплексной диагностики уровня развития творческого мышления были взяты методики представленные Р.С. Немовым [52, 344] :

1) «Дорисовывание фигур»

2) «Нарисуй картинку»

3) «Вербальная фантазия»

Для исследования выработан один критерий по всем методикам. Для этого воспользуемся стандартной системой оценок, представленной Р.С. Немовым [52, с.328]. Описываемые в этой главе методики позволяют получить показатели психического развития, выражаемые в 10 бальной системе. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4 - 7 баллов - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там где установить, стандартную систему оценок трудно предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

Методика №1 «Дорисовывание фигур»

Цель: определение уровня творческого мышления, способности создавать оригинальные образы.

Стимульный материал методики представлен в приложении №3.

Ход исследования: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Анализ результатов исследования по методике №1 представлены в приложении 4. Затем вычисляется, согласно ключу уровень творческого мышления по группе см. таблицу 1.

Таблица 1 - Результаты исследования  по методике №1

Экспериментальная группа

Контрольная группа

№ п/п

Имя Ф. Ребенка

Кол-во баллов по

методике №1

Уровень мышления

 № п/п

Имя Ф. Ребенка

Кол-во баллов по

методике №1

Уровень мышления

1

Аня Б

5

Средний

1

Дима Б

4

Средний

2

Виталик В

2

Низкий

2

Тигран Г

8

Высокий

3

Ильяс В

4

Средний

3

Алена И

7

Средний

4

Антон Д

4

Средний

4

Олег И

5

Средний

5

Наташа Д

5

Средний

5

Ира К

10

Высокий

6

Лена З

4

Средний

6

Маша К

2

Низкий

7

Настя И

4

Средний

7

Ульяна К

3

Низкий

8

Миша М

3

Низкий

8

Алеша Л

6

Средний

9

Крист. Н

3

Низкий

9

Олег Л

10

Высокий

10

Настя Н

2

Низкий

10

Денис О

6

Средний

11

Яна Н

3

Низкий

11

Вова П

9

Высокий

12

Саша О

5

Средний

12

Кирилл Р

7

Средний

13

Илья П

3

Низкий

13

Даша С

0

Низкий

14

Марина П

6

Средний

14

Катя С

0

Низкий

15

Женя С

6

Средний

15

Никита С

4

Средний

16

Сережа С

3

Низкий

16

Полина Т

8

Высокий

17

Таня Т

4

Средний

17

Дима Ш

4

Средний

18

Наташа Ф

5

Средний

18

Тамара Ш

2

Низкий

19

Руслан Ф

4

Средний

19

Артем Э

6

Средний

20

Саша Ч

7

Средний

20

Слава Я

5

Средний

 

По результатам первой методики было выявлено, что у детей экспериментальной группы не выявлен высокий уровень, средний уровень показали 13 детей (5 мальчиков, 8 девочек) 65%, низкий уровень у 7 детей (4 мальчика, 3 девочки) 35%.

В контрольной группе уровень развития творческого мышления показали    5 детей (2 девочки, 3 мальчика) 25% высокий уровень развития, средний уровень развития  у 10 детей   (9 мальчиков, 1 девочка) 50%, низкий уровень развития     - 5 детей     (5 девочек).

  1. Алешина, Ю. Волович А. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / М.: Педагогика, 2001. – 82 с.
  2. Анищенко, О.М. Условие формирования предпосылок учебной деятельности детей / М.: Просвещение, 2009. – 44 с.
  3. Анциферова, Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии / М.: Высшая школа, 2004. – 208 с.
  4. Арчер, Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие: Детство идеальное и настоящее / Пер. с англ. / Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – 211 с.
  5. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / Иркутск: Эксмо, 2009. – 425 с.
  6. Асмолова, А.Т. Психология личности / М.: Академия, 2003. – 213 с.
  7. Бабаева, Т.И. У школьного порога / М.: Просвещение, 2003. – 40 с.
  8. Батлер, Дж. Гендерное беспокойство: Антология гендерной теории / Минск: Владос, 2001. – 346 с.
  9. Бандура, А. Теория социального научения / Санкт-Петербург: Евразия, 2000. – 381 с.
  10. Берн, Ш. Гендерная психология / СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с.
  11. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / М.: Правда, 2009.– 48 с.
  12. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / М.: Просвещение, 1968. – 207 с.
  13. Бреева, Е.Б. Дети в семье: гендерные аспекты воспитания / М.: Владос, 2000. – 75 с.
  14. Бреслов, Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование / Красноярск: Педагогика, 2005. - 200 с.
  15. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия / СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
  16. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / МГУ, 2000. – 94 с.
  17. Вдовюк, В., Рыков С. Гендерные исследования в педагогике / М.: Высшее образование, 2001. — 117 с.
  18. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей / М.: АСТ-Пресс, 2009. - 70 с.
  19. Венгер, Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет общего психологического исследования: Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / М.: Владос, 2006. – 177 с.
  20. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / СПб.: Педагогика, 2007. – 620 с.
  21. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.– М.: Педагогика, 2004. – 340 с.
  22. Гальперин, П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по истории психологии / М.: Правда, 2000. – 258 с.
  23. Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в 2-х частях / Под ред. Л.В. Штылевой. - Мурманск: Изд-во ОУ Кол. регион. центра доп. образования и развития женщин, 2001. - Ч.1. Теория. - 108 с.
  24. Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в 2-х частях / Под ред. Л.В. Штылевой. - Мурманск: Изд-во ОУ Кол. регион. центра доп. образования и развития женщин, 2001. - Ч.2. Практика. - 92 с.
  25. Егорова, Л.С. Жизненные стратегии: гендерный аспект / Иваново: Юнона, 2009. - 60с.
  26. Еремеева, В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира / СПб.: Питер, 2000. – 128 с.
  27. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / М.: Наука, 2002.– 423 с.
  28. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников / М.: Высшая школа, 2005. – 165 с.
  29. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / М.: Аса-Легша, 2006. – 202 с.
  30. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / М.: Педагогика, 2006. – 78 с.
  31. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. / М.: Высшая школа, 2008. – 249 с.
  32. Запорожец, А.В. Избр. психол. Труды. Т.1. / М.: Педагогика, 2006. – 321 с.
  33. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / М.: Педагогика.–138 с.
  34. Иванова, Е. О гендерных особенностях памяти: Гендерные исследования / М.: АСТ-Пресс, 2000. – 252 с.
  35. Каган, В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты / Л.: Питер, 2008. – 76 с.
  36. Клецинa, И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов история: Гендерные проблемы в общественных науках / М.: ИЭА РАН, 2001. – 87 с.
  37. Клецина, И.С. Гендерная социализация / СПб.: Питер, 2007. – 127 с.
  38. Кон, И.С. Вкус запретного плода: сексология для всех / М.: Педагогика, 2007. – 167 с.
  39. Кон, И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Владос, 2001. Ч.1. – 93 с.
  40. Кон, И.С. Ребенок и общество / М.: Знание, 2008. – 293 с.
  41. Коноплева, Н.А. Одаренность и гендер: Женщина в российском обществе / М.: Аркти, 2006. – 30 с.
  42. Кэрол, Флэйк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / М.: Педагогика, 2003. – 407 с.
  43. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / М.: Педагогика, 2001. – 128 с.
  44. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / М.: Педагогика, 2006. – 126 с.
  45. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / М.: Владос, 2008. – 109 с.
  46. Леонтьев, А.М. Проблемы развития психики / М. Высшая школа, 2001. – 584 с.
  47. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / М.: Высшая школа, 2003.
  48. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / СПб.: Питер, 2007. – 430 с.
  49. Мид, М. Развитие ребенка / М.: Знание, 1968. – 207 с.
  50. Моисеева, А.М. Целостность человека как взаимодействие женского и мужского принципов и её реализация в эстетико-педагогическом процессе / Орск: Владос, 2006. - 169 с.
  51. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / М.: Знание, 2006.–144 с.
  52. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1.–2-е изд. / М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.–576 с.
  53. Николаева, Е.И., Гладких Н.В. Что асимметрично в функциях мозга? / М.: ЭКО, 2003. - С.169-184.
  54. Пиаже, Ж. Избр. психол. Труды / М.: Наука. 1969. – 319 с.
  55. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В.Залужской. Сост. Г.М. Лямина. / М.: Просвещение, 2005. – 142 с.
  56. Подготовка детей в детском саду к школе / Под ред. А.П. Усовой., 1955. – 213 с.
  57. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности / М.: Наука, 2006. – 88 с.
  58. Попова, Л.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Педагогика, 2001. – 48 с.
  59. Попова, Л.В. Гендерный анализ концепций психологии творчества / М.: МЦГИ, 2007. – 141 с.
  60. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - М.,Спб.: Питер, 2003. - 480 с.
  61. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. М.: Просвещение, 2009. – 302 с.
  62. Пушкарева, Н.Л. Гендерная асимметрия современной социализации и перспективы гендерной педагогики: Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика / Мурманск: Владос, 2001. – 32 с.
  63. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / М.: Педагогика, 2007. – 165 с.
  64. Родари, Дж. Грамматика фантазии / М.: Просвещение, 2000. — 25 с.
  65. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах / М.: Наука, 2009. – 606 с.
  66. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / Ярославль: Гринго, 2006. – 247 с.
  67. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Ярославль: Просвещение, 1966. – 183 с.
  68. Теплов, Б.М. Проблема одаренности /М.: Советская педагогика, 1940. – 207 с.
  69. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / М.: Просвещение, 2006. – 253 с.
  70. Ушинский, К.Д. Собр. соч. Т.10 / М.: Педагогика, 2000. – 250 с.
  71. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / М.: Наука, 2001. – 269 с.
  72. Шведова, Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение / М.: АНТИКВА, 2002. – 264 с.
  73. Штылева, Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике: Как мы можем это изменить? / Мурманск: ООО Милори, 2001. – 104 с.
  74. Эльконин Д.Б. Психология игры / М.: Наука, 2008. – 291 с.
  75. Ярошевский, М.Г. Психология в XX столетии / М.: Наука, 2004. – 428 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2015 год 21 стр.
Отчет по психологической практике в детском саду
diplomstud
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 32 стр.
Отчет по учебной практике в детском саду ТГПУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 42 стр.
Отчет по производственной практике на базе МБДОУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2014 год 40 стр.
Отчет по тифлопрактике НГПУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 39 стр.
Отчет об итогах производственной практики воспитателем в детском саду ТГПУ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское