Введение
- Диагностика уровня развития творческого мышления старших дошкольников
- Программа развития творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
- Итоговая оценка уровня развития творческого воображения
у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Целью практики является рассмотрение мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и подбор методик, направленных на развитие мышления старших дошкольников.
Объектом исследования являются творческое мышление девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс мышления старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что процесс творческого мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет гендерные различия.
Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- разработать и апробировать программу по формированию творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по развитию творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования использованы разнообразные методы:
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогический эксперимент работы по выявлению у детей данной группы уровня мышления;
- наблюдение, количественная и качественная обработка имперических данных.
Методологическую базу составляют психологические теоретические и экспериментальные исследования отечественных авторов (Л.С. Выготский, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.В.Попова, В.Е.Каган, и др.), рассматривающих проблему психологических различий между полами и проблему психического развития девочек и мальчиков в период дошкольного детства.
Опытно-экспериментальная база – дети старшего дошкольного возраста дошкольного образовательного учреждения детский сад в количестве 40 человек в возрасте 6-7 лет (21 мальчик, 19 девочек).
Исследование предусматривало три этапа.
Практическая значимость. Разработанная нами программа по формированию творческого мышления мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста может быть внедрена в практику работы дошкольных учреждений.
1. Диагностика уровня развития творческого мышления старших дошкольников
Диагностические исследования уровня мышления были проведены на базе дошкольного образовательного учреждения детский сад с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 40 детей (21 мальчик, 19 девочек).
Для комплексной диагностики уровня развития творческого мышления были взяты методики представленные Р.С. Немовым [52, 344] :
1) «Дорисовывание фигур»
2) «Нарисуй картинку»
3) «Вербальная фантазия»
Для исследования выработан один критерий по всем методикам. Для этого воспользуемся стандартной системой оценок, представленной Р.С. Немовым [52, с.328]. Описываемые в этой главе методики позволяют получить показатели психического развития, выражаемые в 10 бальной системе. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4 - 7 баллов - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там где установить, стандартную систему оценок трудно предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
Методика №1 «Дорисовывание фигур»
Цель: определение уровня творческого мышления, способности создавать оригинальные образы.
Стимульный материал методики представлен в приложении №3.
Ход исследования: Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Анализ результатов исследования по методике №1 представлены в приложении 4. Затем вычисляется, согласно ключу уровень творческого мышления по группе см. таблицу 1.
Таблица 1 - Результаты исследования по методике №1
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
№ п/п
|
Имя Ф. Ребенка
|
Кол-во баллов по
методике №1
|
Уровень мышления
|
№ п/п
|
Имя Ф. Ребенка
|
Кол-во баллов по
методике №1
|
Уровень мышления
|
1
|
Аня Б
|
5
|
Средний
|
1
|
Дима Б
|
4
|
Средний
|
2
|
Виталик В
|
2
|
Низкий
|
2
|
Тигран Г
|
8
|
Высокий
|
3
|
Ильяс В
|
4
|
Средний
|
3
|
Алена И
|
7
|
Средний
|
4
|
Антон Д
|
4
|
Средний
|
4
|
Олег И
|
5
|
Средний
|
5
|
Наташа Д
|
5
|
Средний
|
5
|
Ира К
|
10
|
Высокий
|
6
|
Лена З
|
4
|
Средний
|
6
|
Маша К
|
2
|
Низкий
|
7
|
Настя И
|
4
|
Средний
|
7
|
Ульяна К
|
3
|
Низкий
|
8
|
Миша М
|
3
|
Низкий
|
8
|
Алеша Л
|
6
|
Средний
|
9
|
Крист. Н
|
3
|
Низкий
|
9
|
Олег Л
|
10
|
Высокий
|
10
|
Настя Н
|
2
|
Низкий
|
10
|
Денис О
|
6
|
Средний
|
11
|
Яна Н
|
3
|
Низкий
|
11
|
Вова П
|
9
|
Высокий
|
12
|
Саша О
|
5
|
Средний
|
12
|
Кирилл Р
|
7
|
Средний
|
13
|
Илья П
|
3
|
Низкий
|
13
|
Даша С
|
0
|
Низкий
|
14
|
Марина П
|
6
|
Средний
|
14
|
Катя С
|
0
|
Низкий
|
15
|
Женя С
|
6
|
Средний
|
15
|
Никита С
|
4
|
Средний
|
16
|
Сережа С
|
3
|
Низкий
|
16
|
Полина Т
|
8
|
Высокий
|
17
|
Таня Т
|
4
|
Средний
|
17
|
Дима Ш
|
4
|
Средний
|
18
|
Наташа Ф
|
5
|
Средний
|
18
|
Тамара Ш
|
2
|
Низкий
|
19
|
Руслан Ф
|
4
|
Средний
|
19
|
Артем Э
|
6
|
Средний
|
20
|
Саша Ч
|
7
|
Средний
|
20
|
Слава Я
|
5
|
Средний
|
По результатам первой методики было выявлено, что у детей экспериментальной группы не выявлен высокий уровень, средний уровень показали 13 детей (5 мальчиков, 8 девочек) 65%, низкий уровень у 7 детей (4 мальчика, 3 девочки) 35%.
В контрольной группе уровень развития творческого мышления показали 5 детей (2 девочки, 3 мальчика) 25% высокий уровень развития, средний уровень развития у 10 детей (9 мальчиков, 1 девочка) 50%, низкий уровень развития - 5 детей (5 девочек).