Глава 2. Развитие законодательства о браке и семье в советский и постсоветский период
2.1. Развитие законодательства о браке и семье в советский период
2.2. Законодательство о браке и семье в постсоветской России
Заключение
Библиографический список
Глава 2. Развитие законодательства о браке и семье в советский и постсоветский период
2.1. Развитие законодательства о браке и семье в советский период
Становление советского семейного права, внимание к нему большевиков в первые годы советской власти были обусловлены как идеологическими причинами, так и необходимостью юридического решения комплекса важных проблем. Вопросы семейного права связаны с провозглашением равенства вообще и равенства мужчины и женщины в частности. Семейное право дореволюционной России в большей степени базировалось на церковных канонах, что предполагалось преодолеть после отделения церкви от государства. Необходимо было выяснить, являются ли институты брака и семьи буржуазными и как новая советская власть должна к ним относиться с точки зрения регулирования имущественных отношений в семье в условиях уничтожения частной собственности.
18 декабря 1917 г. был издан декрет «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния». После вступления в законную силу данного нормативного акта, единственной формой брака для всех граждан страны независимо от их вероисповедания становится гражданский брак.
19 декабря 1917 г. был принят еще один документ, регулирующий семейные правоотношения, так называемый, декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета все бракоразводные дела передавались в ведения местных судов.
Принятие Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (далее также – КЗоБСО РСФСР, Кодекс 1926 г.) и его дальнейшая судьба являются ярким примером сочетания идеологической и юридической составляющих государственного регулирования.
Как известно, первый кодекс, регламентировавший брачно-семейные отношения, – Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном и опекунском праве (КЗАГС) – был принят ВЦИК 16 сентября 1918 г. Показательно, что это первый кодекс, принятый большевиками. Он задавал «тон» развитию советского семейного права вплоть до 1927 г. Семейное право кодифицировалось в тот период как самостоятельная правовая область, и это было принципиальной установкой советского руководства. Вместе с тем эксперимент по включению норм семейного права в гражданское законодательство все же проводился: Гражданский кодекс Азербайджанской СССР, принятый в 1923 г., включал в себя разделы о брачном, семейном и опекунском праве вплоть до 1927 г.
Первый семейный кодекс РСФСР 1918 г. не только в корне изменил принципы правового регулирования брачно-семейных отношений, но и получил достаточно высокую оценку за рубежом. Так, Н. Н. Тарусина отмечает, что Д.И. Курский в докладе «О браке, семье и опеке» на 2-й сессии ВЦИК XII созыва 17 октября 1925 г. подчеркивал международный резонанс, вызванный данным актом. В частности, директор института сравнительного правоведения в Лионе Ламбер издал по этому поводу книгу, где отметил, что «советский кодекс осуществляет полностью программу феминистов… Он строит союз тела и души вместо союза имущества, каковым является буржуазный брак,… уничтожает право мужчины навязывать женщине свою фамилию, навязывать свою волю в вопросах воспитания детей, он уравнивает ее имущественные права и, таким образом, производит коренной переворот в этом деле».
К 1920-м гг. в сфере семейного права накопилось немало проблем, требующих государственного решения.
Первая проблема заключалась в том, что достаточно большой процент рабочего населения (в отличие от крестьянского) состоял в фактических браках. Такая ситуация была вызвана комплексом причин, главными из которых выступали отстранение церкви от придания брачно-семейным отношениям законного статуса и массовая миграция населения, вызванная гражданской войной, голодом и т. д.
Второй огромной проблемой стала детская беспризорность. Как отмечает И. Н. Войткевич, «после 1-й мировой войны и Октябрьской революции 1917 года беспризорность в России приняла угрожающий характер. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн. беспризорников, а к 1922 – около 7 млн. беспризорных. Решение проблемы беспризорности было объявлено политической задачей». Количество детей в детских домах неизменно росло, но не могло идти ни в какое сравнение с количеством беспризорных. Так, в 1919 г. в детских домах воспитывалось 125 тыс. детей, в 1921–1922 гг. – 540 тыс. При этом Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. категорически запрещал усыновление (удочерение). Законодатели боялись, что данный институт может быть использован с целью эксплуатации труда ребенка в семье усыновителей. Однако на практике детей нередко брали на воспитание без юридического оформления этого факта. Получалась парадоксальная ситуация: ребенок жил в семье, но его фактический воспитатель не имел права на его воспитание.
Третья демографическая, проблема также оказывала воздействие на правовое регулирование семейного права. В 1926 г. в советской России на 1000 женщин в возрасте 25-29 лет приходилось 839 мужчин, т. е. создалась большая демографическая диспропорция, лишившая значительную часть женщин возможности иметь семью. Сказались Первая мировая и гражданская войны.
Кроме того, значительное число женщин не имели источников доходов, так как Кодекс 1918 г. закрепил принцип раздельности имущества супругов. Н.И. Андреева так описывает этот процесс: «...принцип раздельности не давал женщинам, не имевшим самостоятельного источника доходов и занятым ведением домашнего хозяйства, права на имущество семьи. Поскольку все это имущество приобреталось на доходы мужа, оно считалось его раздельной собственностью. Учитывая, что большинство женщин в то время находились именно в таком положении, они оставались ни с чем».