Отчёт по практике|Дошкольная педагогика и психология

Социализация дошкольников старшего возраста

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 92

Введение

  1. Диагностика социализации старших дошкольников
  2. Модель психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ и родителей для социализации дошкольников
  3. Проверка эффективности модели психолого-педагогического взаимодействия педагогов ДОУ и родителей для социализации дошкольников

Заключение

Приложение

Цель практики: разработать и апробировать модель психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.

Объект исследования: процесс психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей для социализации дошкольников.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.

Гипотеза исследования – повысить эффективность психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей можно, если:

  • улучшить показатели социальной адаптации дошкольников,
  • активизировать институциональные и личностные ресурсы.

Достижение поставленной цели и подтверждение или опровержение гипотезы предусматривает решение следующих задач:

  • рассмотреть модель психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей;
  • проверить эффективность модели психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей;
  • провести диагностику сформированности готовности к социальной адаптации дошкольников, а также сформированности их мотивационно-потребностной сферы.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций, которые были подобраны таким образом, в основе которых наиболее схожие принципы педагогического процесса, примерно одинаковые образовательные программы и подходы к организации психолого-педагогического взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей.

Этапы исследования отражают логическую последовательность проведения исследования.

На первом этапе определены цели и задачи исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвинута гипотеза исследования; представлены результаты работы с научной литературой по исследуемой проблеме.

На втором этапе сделан выбор методов и методик; проведен констатирующий этап эксперимента; сделана обработка данных.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы проведен формирующий этап эксперимента; организована проверка выдвинутой гипотезы; сделана визуализация и интерпретация полученных данных; сформулированы выводы, оформлены результаты исследования.

 

  1. Диагностика социализации старших дошкольников

Этап диагностирования включал в себя тестирование детей старшего дошкольного возраста исследуемых дошкольных образовательных организациях. Целью диагностики явилось выявление общего уровня сформированности мотивационно-потребностной сферы и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Социальная адаптация дошкольников, в т.ч. и готовность к обучению - это комплексное образование, компонентами которого являются такие составляющие:

- социальная готовность,

- мотивационная готовность,

- эмоционально-волевая готовность,

- интеллектуальная готовность.

Исходя из этого, социальные портреты детей старшего дошкольного возраста составлены и изучены на основании тестирования по соответствующим методикам, в частности:

- Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для достижения результата деятельности (методика Ю.А. Афонькина и Г.А. Урунтаева):

а) овладение правилами и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

б) усвоение правил поведения, норм и ценностей, принятых в обществе.

- методики косвенной оценки межличностных отношений:

а) проективные техники: методика «Игровая комната» (методика О.М. Дьяченко);

б) моделирование проблемной ситуации;

- авторская методика по социализации дошкольников.

- диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений:

а) методика вербального выбора «День рождения» (методика М. Панфиловой),

б) модификация социометрического метода Дж. Морено для детей (методика Я.Л. Коломинского),

- методика выявления уровня развития произвольности (анализ результатов, предложенный Н.И. Гуткиной),

- диагностика развития мотивационно-потребностной сферы у детей дошкольного возраста (методика мотивационных предпочтений «Три желания» (методика А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых),

- методика выявления познавательной активности (по В.С. Юркевичу).

  1. Диагностика уровня социализации испытуемых дошкольников осуществлялась посредством методик, направленных на развитие различных компонентов уровня социализации: а) овладение правилами и навыками взаимодействия с взрослыми и сверстниками; б) усвоение правил поведения, норм и ценностей, принятых в обществе.

А. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для достижения результата деятельности.

Диагностические мероприятия проводятся в виде игрового задания.

Проведение исследования: детям давали по одному силуэту варежки и просили раскрасить их карандашами, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Выполнять задания испытуемые должны самостоятельно, без рефлексии взрослых на происходящую ситуацию. Педагог в процессе наблюдения анализировал протекание взаимодействия детей.

Результаты эксперимента фиксировались следующим признакам:

Стремится ли к общему результату деятельности, решению поставленной задачи;

- Умеют ли дети договариваться, конструктивно приходить к общему решению;

- Осуществляют ли дети контроль и как, по ходу выполнения деятельности: замечают ли отступления от первоначального замысла у себя и партнера, как на них реагируют;

- Осуществляют ли взаимопомощь в процессе рисования;

- Умеет ли дети рационально использовать средства деятельности (делится карандашами).

Соответствующие показатели заносились в протокол. На основе полученных данных делались выводы о нацеленности детей и умение работать совместно на общий результат.

Оценка результатов: результаты оценивались по 3-х бальной шкале:

1 балл - низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Испытуемые не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2 балла - средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3 балла - высокий уровень: варежки украшены одинаковым или очень похожим узором. Испытуемые активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания варежек.

Б. Диагностическая методика «Картинки» использовалась для выявления уровня степени усвоения правил поведения, норм и ценностей, принятых в обществе.

  1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. № 1. С. 14-20.
  2. Андреев А.Ю. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999. 120 с.
  3. Ахметова Д.З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание. 2014. 63 с.
  4. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / Отв. ред. М. В. Константинов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Забайк. гос. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Рос. акад. образования, Сиб. отд-ние. Новосибирск: Наука, 2005 (Сиб. изд-во «Наука» РАН). 306 с.
  5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ. 2004. С. 149-150.
  6. Безпалова А.Г. Интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза //А-Фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2017. № 4. С. 1.
  7. Беспалько H.A. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1989. 192 с.
  8. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
  9. Булин-Соколова Е.И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 207-225.
  10. Вербицкий А.А. Воспитание в современной образовательной парадигме // Педагогика. 2016. № 3. С. 3-16.
  11. Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: науч.-метод. материалы. СПб.: Книжный Дом. 2012. 200 с.
  12. Ветров Ю. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 59-62.
  13. Волов В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара. 2000. 100 с.
  14. Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия ВГПУ. 2009. № 9. С. 69-73.
  15. Гозман Т.М. Интеграция образовательного процесса. Барнаул. 2006. 167 с.
  16. Давыдов С.Г. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2015. № 41. С. 120-141.
  17. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 21-26.
  18. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1. № 3. С. 11-20.
  19. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. Монография. М.: НИИ школьных технологий. 2009. 290 с.
  20. Дука Н.А., Чекалева Н.В., Чуркин К.А. Модернизация педагогического образования в Сибири проблемы и перспективы. Омский государственный педагогический университет / Под ред. Д. М. Федяева. Омск. 2002. Том Часть 1. 246 с.
  21. Жилина Л.В., Головачева О.В. Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации ФГОС / Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». 2019. С. 6-7.
  22. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2011. 188 с.
  23. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57
  24. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». 2019. С. 8-10.
  25. Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Матвеева Е.А. «Проект-технология» в компетентностно-ориентированном образовании. Оренбург: ОГУ, 2011. 114 с.
  26. Ковярова И.Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 20-22.
  27. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК». 2007. 327 с.
  28. Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия АлтГУ. 2014. № 2 (82) С. 22-25.
  29. Кузнецова А.Г. Системный подход в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов XX века; Науч. ред. Степашко Л.А.; Хабар. гос. пед. ун-т. Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т. 2000. 249 с.
  30. Курганский, Н.А. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности / Н.А. Курганский, Т.А. Немчин // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. С. 44-50.
  31. Курышева И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 160-164.
  32. Ляудис В.Я. О структуре продуктивного учебного взаимодействия // Психологи об учебном взаимодействии. М. 2014. № 3. С. 10-12.
  33. Маврин С.А., Корнейчук К.Д. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс // Инновационные технологии нового тысячелетия / Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 127-130.
  34. Макаренко А. С. Педагогические труды. М.: Акад. Проект. 2014. 208 с.
  35. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. № 4 С. 78-85.
  36. Махмутова М. В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете // ЭС и К. 2015. № 1 (26) С. 43-47.
  37. Метаева В.А. Рефлексивный метод в дидактике: постановка проблемы // образование и наука. 2005. № 2. С. 9-18.
  38. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4. С. 1-13.
  39. Никулина Н.Н. Генезис идей системного подхода в отечественной педагогике: монография; Нац. исслед. ун-т «Белгородский гос. ун-т», ФГБОУ ВПО «Белгородская гос. с.-х. акад. В. Я. Горина». Белгород: Политерра, 2013. 117 с.
  40. Носкова Т.Н. Перспективы развития системы дистанционной образовательной среды в университете // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 66-69.
  41. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под редакцией Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Издательство Юрайт 2020. 392 с.
  42. Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность преобразований современной общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 2. С. 79-83.
  43. Пискунова Е.В. Подготовка преподавателя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 79 с.
  44. Попова Н.Е., Чикова О.А. Технологии дистанционной формы обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения // Вестник НГПУ. 2014. № 2 (18). С. 17-26.
  45. Профессиональное образование: методология, технологии, практика // Сборник научных статей. Вып. 11 / Под. ред. А.А. Саламатова. Челябинск: Золотой Феникс. 2018. 180 с.
  46. Прохоров, А., Коник, Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт». 2019. 368 с.
  47. Разуваева Т.А. Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28 С. 986-989.
  48. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога. СПб: Прайм-Еврознак. 2006. 255 c.
  49. Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41-50.
  50. Талалаева В.А., Губина М.И., Зонова И.В. Некоторые аспекты функционального состояния младших учащихся при инновационном обучении // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2002. Т. 31. № 2. С. 81-82.
  51. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 (46). С. 26-27.
  52. Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. 2008. № 1. С. 9.
  53. Толкачева Г.Н. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. 2014. Т. 19. № 3. С. 168-186.
  54. Турковская Н.В. Дистанционное обучение как вид в дидактике // Вестник ЧГПУ. 2011. № С. 185-199.
  55. Турковская Н.В. Дистанционное обучение как новая парадигма образовательного процесса// Актуальные проблемы практического применения психологии и педагогики: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2010. С. 346-350.
  56. Турковская Н.В. Организационные и методические условия применения мультимедийных программных средств в школе // Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel «Обучение для будущего»: мат-лы науч.-практ. конф. (Омск, 18-19 октября 2002 г.). Омск: Издательство ОмГПУ, 2002. С. 42-46.
  57. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы //Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 1. С. 3-12.
  58. Цифровая компетентность учащихся и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  59. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
  60. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности / А.В. Шариков // Журнал исследований социальной политики, 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
  61. Штоф В. А. Моделирование и философия. М.: Знание, 1986. 152 с.
  62. Moore J.L., Dickson-Deane C., Galyen K. e-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? //The Internet and Higher Education. 2011. Т. 14. №. 2. С. 129-135.
  63. Mun Ling L., Marton F. Towards a science of the art of teaching: Using variation theory as a guiding principle of pedagogical design //International Journal for Lesson and Learning Studies. 2011. Т. 1. №. 1. С. 7-22.
  64. Rumble G. The costs and economics of open and distance learning. – Routledge, 2012. 224 с.
  65. Schiller S.Z. Practicing learner-centered teaching: Pedagogical design and assessment of a Second Life project //Journal of Information Systems Education. 2009. Т. 20. № С. 369.
  66. Simpson O. Supporting students in online open and distance learning. Routledge, 2013. 160 с.

                                                      Интернет - источники

  1. 16-ти факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf
  2. Анализ преимуществ и возможных последствий реализации единой цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rffi.1sept.ru/article/89
  3. В школах проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/27/v-shkolah-provedut-eksperiment-po-vnedreniiu-cifrovoj-obrazovatelnoj-sredy.html
  4. Воинова О.И., Плешаков В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2018. № 1(4). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  5. Гайсина С.В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы [Электронный ресурс] Режим доступа: hhtp://spbappo.ru.
  6. Диагностика учебной мотивации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/12/03/diagnostika_uchebnoy_motivatsii_shkolnikov.pdf
  7. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /пер. с англ. под научн. ред. С.Ш. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2008 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/
  8. Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/142-metodika-diagnostiki-psikhicheskoj-aktivatsii-interesa-emotsionalnogo-tonusa-napryazheniya-i-komfortnosti-kurganskij-nemchin
  9. Методика диагностики уровня развития рефлексивности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v
  10. Модель оценки эффективности обучения Дональда Киркпатрика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://trenerskaya.ru/article/view/model-ocenki-effektivnosti-obucheniya-donalda-kirkpatrika
  11. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам [Электронный ресурс] Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2020-05-21-1572
  12. Размахин А. «Цифровой тоталитаризм» против «здравого смысла»: за чем будущее? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/593685a8d7d0a62756e9cfe3/cifrovoi-totalitarizm-protiv-zdravogo-smysla-za-chem-buduscee-5a85dd2ba815f1cda564c0a8.
  13. Стратегия дистанционного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://swsu.ru/sbornik-statey/strategy-of-distance-education.php
  14. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра [Электронный ресурс] Режим доступа: https://impsi.ru/testy/test-struktury-intellekta-r-amthauera-ist/
  15. Удовидченко Р.С., Киреев В.С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16909
  16. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/.
  17. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/
  18. Что за эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aif.ru/society/education/chto_za_eksperiment_po_vnedreniyu_cifrovoy_obrazovatelnoy_sredy_v_shkolah
  19. Что нужно знать о гибкости в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/skyteach/chto-nujno-znat-o-gibkosti-v-obrazovanii-5da084985ba2b500ac657e34
  20. Что такое «Цифровая образовательная среда» и нужна ли она России? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/adept/chto-takoe-cifrovaia-obrazovatelnaia-sreda-i-nujna-li-ona-rossii-5f786539952c3b370e7c82dd

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2010 год 42 стр.
Исследование творческого воображения у старших дошкольников
bugalter
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2021 год 45 стр.
Отчет по практике в должности воспитателя группы раннего возраста
bugalter
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2021 год 32 стр.
Развитие детей раннего возраста
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское