Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
1.1. Общий строй римской семьи
1.2. Агнатическое и когнатическое родство
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
2.1. Общая характеристика римского брака
2.2. Личные и имущественные отношения супругов
2.3. Прекращение брака
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
3.1. Patria potestas
3.2. Узаконение и усыновление
3.3. Опека и попечительство
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Семья как элемент социальной организации сообщества проявляется в правовом регулировании в двух качествах: это союз мужчины и женщины и это наличие в семье детей. Для государственного признания семьи оба эти качества существенны и самостоятельны. Но по своему правовому содержанию это различные взаимосвязи, из них следуют различные по своей природе имущественные последствия и обязательства личного и материального свойства. В отделе частного права (jus quod ad personas pertinet - права, относящиеся к вещам, имущественные права, возникающие в связи с имущественным положением граждан), юрист Гай изложил вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure person arum alia divisio. Nam quaedam person ae sui juris sunt, quaedam alieno juri sunt subjectae. Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т.е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).
Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
Изучение римского семейного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное семейное право европейских стран основывается, прежде всего, на соображениях юридического родства.
Целью исследования является анализ семейных отношений в римском праве. Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
- изучение общего строя римской семьи;
- рассмотрение агнатического и когнатического родства;
- исследование общей характеристики римского брака;
- анализ личных и имущественных отношений супругов;
- рассмотрение процесса прекращения брака;
- определение правовых отношений родителей и детей.
Объектом исследования выступают отношения в семье. Предметом – нормы права, закрепленные в римском праве, воздействующие на отношения внутри семьи, узаконивание и усыновления, статус людей в их семье.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системный, логический, исторический, социально-правовой методы, метод интерпретации, сравнительного правоведения, формально-юридический методы.
Источниковую базу исследования составили римское брачно-семейное законодательство, труды отечественных правоведов в области семейного права.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА
1.1. Общий строй римской семьи
Юристы относили правовой строй римской семьи к числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать римскую семью.
Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима и в идеологии его господствующих классов.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой была patria potestas, власть главы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias.
Это — агнатическая семья, в состав которой кроме paterfamilias входили: его жена, in manu mariti, т.е. подчиненная мужней власти, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т.д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.
В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alien iuris полной правоспособности не имеет (п. 105). Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis, и т.д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias.
Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familia. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов, и скот, и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.
Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.
В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособности. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet recteque hoc nomine appellatur, quamvis filium non habet (D. 50. 16. 195). — Домовладыкой («отцом семейства») называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына.