Введение
Глава 1. История развития института перемены лиц в обязательствах в отечественном праве
1.1. Дореволюционный период развития института перемены лиц в обязательствах
1.2. Советский и современный периоды развития института перемены лиц в обязательствах
Глава 2. История развития института перемены лиц в обязательствах в зарубежных странах
2.1. Институт перемены лиц в обязательствах в европейских странах в период Древнего мира, Средневековья, Нового времени
2.2. Институт перемены лиц в обязательствах в европейских странах и в США в новейшее время
Заключение
Список источников и литературы
Цель исследования: проанализировать историю развития института перемены лиц в обязательствах в России и зарубежных странах.
Задачи исследования.
исследовать историю развития института перемены лиц в обязательствах;
изучить зарубежный опыт в сфере перемены лиц в обязательствах.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общефилософские методы метафизики и диалектики; общенаучные методы: логический, анализа, синтеза, сравнительный; частные методы: выработки правовых решений, толкования норм права, формальноюридический.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты России и зарубежных стран, действовавшие ранее нормативные акты, учебная литература и научные статьи, опубликованные в научных журналах.
Структуру работы составляют: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. История развития института перемены лиц в обязательствах в отечественном праве
1.1. Дореволюционный период развития института перемены лиц в обязательствах
Институт перемены лиц в обязательствах существовал уже в Древней Руси, что подтверждается нормами древнейших дореволюционных источников права – Русской правды и Псковской судной грамоты[1]. Так, к примеру, в ст. 105 Русской Правды говорится о том, что в современном гражданском праве называют «перевод долга»: «Если второй муж растратит чтолибо из имущества первого отца своих пасынков и умрет, то его сын должен вознаградить своих единоутробных братьев за растрату, сделанную его отцом, сколько ее покажут свидетели; а что затем у него останется из отцовского наследства, тем он владеет»[2]. Данная норма устанавливает обязанность наследника – сына второго мужа матери – уплатить детям от первого мужа (то есть сводным братьям) то, что было утрачено этим вторым мужем из имущества первого мужа – отца сводных братьев. Таким образом, в данной норме имеет место переход обязанности (долга) в силу закона[3].
Нормативное регулирование перехода долговых обязательств между лицами развивается в Соборном Уложении 1649 года. В ст. 203 гл. X «О суде» Соборного Уложения говорится об обязательствах неплатежеспособных должников, возникших вследствие того, что должник «убожество впал и изволением божиим от огненаго запаления, или животы его какими мерами потонули, или его розбойники, или тати, или иные какие лихие, или воинския люди разорили, и животы его розграбили»[4]. В данном случае должнику предоставлялась отсрочка, максимальный срок которой составлял не более трех лет, причем задолженность фиксировалась в поручных записях, где было указано, что «им те долги тем людем, кому они должны, заплатить на указные сроки, безо всякого переводу, и никуды не збежать, и не изменить, ни в которые в ыные государьства не отъехать»[5]. Таким образом, можно сделать вывод, что долг неплатежеспособного должника, получившего отсрочку исполнения, не мог быть переведен на иное лицо. Однако, в том случае, если должник умирал, его долг переходил по наследству жене и детям. В случае отсутствия имущества у последних, долг переходил на «порутчиков». «Порутчики» платили по долгам должника также в том случае, если он «изменит, отъедет в ыное государьство»[6].
Из данной нормы также можно сделать вывод о том, что перевод долга по соглашению также существовал, однако, по мнению исследователей, в рассматриваемый период находился в зачаточном состоянии, поскольку «полной и безусловной замены должника в обязательстве не происходило в случае отказа нового должника от исполнения принятого им обязательства «кредитор сохранял регресс к первому должнику»[7].
Ст. 207 гл. X «О суде» Соборного Уложения устанавливала перевод долга (обязанности возместить ущерб) с умершего причинителя ущерба на его жену и детей, унаследовавших за ним имущество. Аналогичные нормы о наследовании долгов содержались также в ст. 13 гл. XVII "О вотчинах" Уложения и в ст. 245 гл. X "О суде", в которой в круг лиц, на которых переводился долг, включались также другие родственники, унаследовавшие имущество умершего.
Однако, больший интерес вызывает развитие перемены лиц в обязательствах в более поздний период, поскольку описанные выше примеры характеризуют предпосылки появления данного института. Становление института перемены лиц в обязательствах в дореволюционном праве обычно связывают с принятием Свода Законов Российской Империи 1832 г. Непосредственное отношение к исследуемой теме имеет т. X, ч. 1 «Законы гражданские» Свода Законов.