Введение
Глава 1. Зарубежный опыт развития коллекторской деятельности
1.1 История становления коллекторской деятельности: появление первых специализированных коллекторских агентств
1.2 Анализ возможностей использования опыта коллекторской деятельности США в инфраструктуре Российской Федерации
Глава 2. Коллекторская деятельность как современный экономико-правовой феномен в России
2.1 Особенности развития коллекторской деятельности в России
2.2 Подходы к определению понятия «коллекторская деятельность»
Глава 3. О целесообразности законодательного регулирования коллекторской деятельности в РФ
3.1 Проблемы и перспективы правового регулирования коллекторской деятельности в РФ
3.2 Цели и функции правового регулирования коллекторской деятельности
Заключение
Список источников и литературы
Целью работы является комплексное исследование, позволяющее понять содержательную характеристику коллекторской деятельности, причины, обусловившие её появление, перспективы использования опыта, накопленного представителями данного вида деятельности в США, а также ключевые моменты её правового регулирования и реализации, а также предложить пути совершенствования.
Для достижения цели определены следующие исследовательские задачи: – проследить этапы становления коллекторской деятельности на основе историко-правового анализа;
– проанализировать возможности использования опыта коллекторской деятельности США в инфраструктуре Российской Федерации;
– изучить особенности развития коллекторской деятельности в России;
– дать определение понятию «коллекторская деятельность»;
– выявить проблемы и охарактеризовать перспективы правового регулирования коллекторской деятельности;
– определить цель и функции правового регулирования коллекторской деятельности.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частнонаучные методы и подходы: диалектический, анализ, системный подход, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.
Структура работы определена целью и задачами исследования, она состоит из введения, трех глав, которые включают шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Зарубежный опыт развития коллекторской деятельности
1.1 История становления коллекторской деятельности: появление первых
специализированных коллекторских агентств.
Переход к рыночной экономике позволил участникам данного процесса вступить в различные правоотношения. Между ними появлялись определенные обязательства, которые заключались в необходимости передать какое-либо имущество, совершить в пользу того или иного лица определенную работу либо оказать услугу. При этом приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку существуют и другие обязательства, реализация которых вытекает из договора или закона. Важным условием, раскрывающим содержание каждого из них, выступает их надлежащее исполнение. Следовательно, нереализованное в установленный срок требование порождает долговое обязательство. Возникает необходимость осуществлять деятельность по возврату долга. Зачастую субъекты гражданских правоотношений самостоятельно пытаются осуществить работу по возврату долга. Но не всегда такие попытки решить проблему заканчиваются успехом, что в свою очередь побуждает кредиторов обращаться за помощью к коммерческим организациям, так называемым коллекторским агентствам, осуществляющим сбор просроченной задолженности.
В мировой практике такого рода деятельность является востребованной уже долгие годы. В странах Западной Европы становление коллекторской деятельности началось в 60-е гг. XX в., что было символизировано появлением коллекторских агентств. В это же время получил развитие бизнес по возврату просроченной задолженности и в Северной Америке. Несмотря на практически одновременное зарождение коллекторской деятельности в этих странах, этапы её становления имеют определенные различия.
Так, в странах Западной Европы такие организации учреждались при банках, в то время как в США коллекторская деятельность не была связана с банковским сектором. Объяснение такого рода различий кроется в истоках зарождения коллекторских агентств. В Европе они возникли из службы безопасности и юридических отделов банков, а в США на такой деятельности первоначально специализировались сравнительно небольшие юридические компании[1].
Из этого следует, что в европейских странах деятельностью по возврату просроченной задолженности занималось определенное количество агентств, которых было сравнительно немного. В отличие от США, где рынок просроченной задолженности был занят огромным количеством коммерческих организаций [2]. Это в свою очередь вызвало необходимость урегулировать деятельность этих компаний на законодательном уровне. Именно в США был принят первый в мире закон, которым был установлен определенный порядок, обязывающий осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с установленными правилами. Такой документ получил название – Акт о добросовестной практике взыскания долгов 1977 г.
Уже название данного Закона вызывает определенный интерес относительно средств, используемых коллектором при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. При анализе содержания нетрудно прийти к выводу, что преимущественно используются средства, позволяющие воздействовать на психику должника. В этом случае коллектор направляет свою деятельность на постоянное общение с лицом, который просрочил исполнение какого-либо обязательства. Цель такого поведения со стороны коллектора заключается в создании условий, ориентирующих должника на возврат долга, образовании у него определенной установки, вызывающей стремление погасить долг. В параграфах 806 – 808 рассматриваемого нами закона указаны действия, которые запрещено осуществлять коллекторам при выполнении своей работы, а именно: причинять вред должнику путем применения силы либо угрожать применением такой силы; использовать в своей речи некультурные слова, унижающие физическое лицо. Неправомерными действиями считаются достаточно частые телефонные звонки, целью которых является желание оскорбить должника, вызвать видимость преследования. Кроме этого, коллектор не имеет право дезинформировать должника путем предоставления неверной информации. Например, внушать должнику мысль о том, что за неуплатой долга в отношении него последует определенная мера пресечения либо имущество, принадлежащее лицу, имеющему задолженность, будет конфисковано.