Введение
Глава 1. Общетеоретические положения статуса Совета Федерации Федерального Собрания
1.1. Место и роль Совета Федерации РФ в системе органов государственной власти
1.2. Формирование Совета Федерации РФ
Глава 2. Компетенция и организация работы Совета Федерации РФ
2.1. Законодательная, представительная, контрольная функции Совета Федерации РФ
2.2. Организация работы Совета Федерации РФ
Заключение
Список источников и литературы
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на базе изучения и анализа конституционных норм, положений законодательства России, а также и научной литературы провести комплексное исследование порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания России, функций и организации работы верхней палаты парламента.
Были определены следующие задачи, с выводов поставленной цели:
- определить место и роль Совета Федерации РФ в системе органов государственной власти;
- изучение порядка формирования Совета Федерации РФ;
- определить и изучить функциональные роли Совета Федерации РФ;
- рассмотреть организацию работы Совета Федерации РФ.
Методы исследования. При проведении исследования были использованы следующие методы:
- формально – логический;
- анализа и синтеза;
- системный;
- формально – юридический.
Теоретико-методологическая основа работы. Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, правоведов, учёных – юристов. В основу моего изучения были положены методы научного познания, которые применяются на теоритическом и эмпирическом уровнях: общенаучный диалектический метод познания, методы синтеза и анализа, формально-логический, системно-структурный.
Эмпирическая база исследования. Я использовала такие источники как нормативные правовые акты (Конституция РФ, Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), учебники и монографии (Тлумач М. В. Совет Федерации Федерального Собрания: к проблеме порядка формирования; Авакьян С. А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации.).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, и списка используемых источников. В исследовательской (основной) части работы две главы и четыре параграфа, в которых последовательно решаются стоящие задачи: общетеоретические положения о статусе Совета Федерации Российской Федерации в первой, а во второй – компетенция и организация работы Совета Федерации РФ.
Глава 1. Общетеоретические положения статуса Совета Федерации Федерального Собрания.
1.1 Место и роль Совета Федерации РФ в системе органов государственной власти.
Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, который осуществляет государственную власть во всей Российской Федерации. Оно состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.
В соответствии со статьёй 94 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание – это парламент РФ, который является представительным и законодательным органом[1].
Совет Федерации Федерального Собрания – это верхняя палата парламента России. Его состав составляют: два представителя от каждого субъекта федерации и по одному от представительного и исполнительного органов. Правовой основой деятельности является Конституция России и Закон « О порядке формирования Совета Федерации» от 5 августа 2000 года. Верхняя палата парламента (Совет Федерации) - это постоянно действующий орган. Заседания его проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми.
Главными и основными полномочиями верхней палаты Федерального Собрания являются её широкие законодательные полномочия. Назначение верхней палаты парламента заключается в осуществлении законодательных функций в России. Совет Федерации обладает широкими правами на участие в законодательной работе, но они имеют немного другой характер, если их сравнивать с законодательными полномочиями Государственной Думы – нижней палаты парламента Российской Федерации. Основной закон Российской Федерации не наделяет Совет Федерации полноценным правом принимать законы, но вместо этого он может одобрять или отклонять федеральные законы, которые приняла нижняя палата парламента.
Совет Федерации играет роль противовеса Государственной Думе, этим самым способствует предотвращению некачественных или поспешных решений. Он наделён для этого реальными и обширными правами. Совет Федерации не обязан рассматривать федеральные законы, которые приняла Государственная Дума, и если тот или иной закон не был рассмотрен в течении четырнадцати дней, то он считается одобренным. Это как бы «молчаливое одобрение»[2].
Взаимоотношения верхней палаты парламента с федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов России и другими субъектами и в стране, и на международной арене, определяются составом и порядком исполнения полномочий и в сфере единой компетенции палат парламента, и в сфере отдельной компетенции. Место Совета Федерации в системе органов государственной власти, цели и основные направления их совместной работы определены главным законом страны - Конституцией, которая предусматривает, что государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство России и суды Российской Федерации[3].
Взаимодействие ветвей власти необходимо для решения стоящих задач, в том числе для повышения эффективности законотворческой деятельности. Для верхней палаты Федерального Собрания это означает, с первой стороны, оказание влияния на процесс и прямое участие в нём, с другой - влияние на решение различных вопросов, ставших основным предметом рассмотрения палаты. Примером может служить, положение дел в экономике, социальной сфере на федеральном и региональном уровнях, реакцию на различные политические события[4].