Цель работы – охарактеризовать конституционно-правовой статус правительства РФ.
Задачи работы заключаются в следующем:
- Дать характеристику Правительству РФ, как высшему исполнительному органу государственной власти.
- Раскрыть полномочия и организацию деятельности Правительства РФ.
Теоретико-методологическая база исследования работы. Исследование осуществлялось путем анализа литературы и нормативно-правовых актов, сопоставления понятий, наблюдение, выявление и установление фактов.
Эмпирическая база исследования. Основными источниками при написании работы были: Конституция Российской Федерация, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
Ряд Положений о деятельности Правительства РФ раскрыт в федеральных законах и постановлениях: Закон РФ от 01 апреля 1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»; Федеральный закон от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Федеральный закон от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об обороне»; Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава первая знакомит нас с составом и порядком формирования Правительства РФ, а также взаимоотношениями с Президентом РФ и органами государственной власти. Вторая глава показывает нам круг полномочий Правительства РФ и особенности порядка работы Правительства РФ. В заключении подведены общие итоги работы и сделаны основные выводы.
Глава 1. Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти
1.1 Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации
Исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. В Российской Федерации согласно Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правовой статус Правительства РФ регламентируется Конституцией РФ и федеральными законами. При этом следует обратить внимание, что Конституция не называет Правительство РФ высшим органом исполнительной власти. Данное определение закреплено в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Статья 1 данного закона определяет Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации[1].
Правительство РФ является органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В качестве основных принципов деятельности Правительства РФ следует рассматривать народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Рассмотрим состав и порядок формирования Правительства РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом. В соответствии с законодательством в состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, восемь заместителей (в том числе один первый заместитель) и 22 федеральных министра.
Хотелось бы сразу обратить внимание, что формирование правительства одним из субъектов, как- то глава государства или парламент ставит правительство в зависимость от этих органов, подрывает самостоятельность правительственной власти. Формирование же правительства с участием разных органов гарантирует правительству относительную независимость, дистанцирует правительство от главы государства и парламента[2]. Итак, посмотрим, как же формируется Правительство РФ.
В Конституции РФ предусмотрен смешанный способ формирования федерального Правительства, в основе которого - соучастие главы государства и парламента.
Первый этап формирования Правительства РФ - назначение его Председателя. Законодательно установлены следующие требования к кандидатуре на должность Председателя Правительства РФ: «не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»[3].
Кандидатура Председателя Правительства РФ представляется Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы.
Конституция РФ устанавливает достаточно жесткие сроки внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ. Это вызвано, в первую очередь, необходимостью скорейшего формирования правительства РФ, поскольку его отсутствие длительное время не может положительно отразиться на работе органов государственной власти. В связи с вышесказанным законодательно предусмотрено три срока внесения соответствующей кандидатуры в Госдуму РФ: не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ; не позднее двух недель после отставки Правительства РФ; в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Государственной Думой РФ.