Введение
Глава 1 Анализ нормативно-правовой базы противодействия коррупции
1.1 Понятие коррупции в российском законодательстве
1.2 Практика применения наказаний за коррупционные преступления в Российской Федерации
Глава 2 Отдельные формы проявления коррупции
2.1 Коррупция в образовательных организациях
2.2 Коррупция с целью назначения на публичную должность
Заключение
Список источников и литературы
Цель курсовой работы – рассмотреть правовой аспект ответственности за коррупционные преступления по законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- проанализировать понятие и содержание коррупционных преступлений;
- провести анализ видов коррупции и практики применения наказаний за коррупционные преступления в Российской Федерации;
- охарктеризовать специфику коррупции в образовательных организациях;
- исследовать вопросы применения российского законодательства к коррупции с целью назначения на публичную должность.
При исследовании вопросов темы работы использованы нормативные акты с комментариями, учебная и научная литература известных ученых и авторов – А.В. Бриллиантова, Г.Д. Долженкова, Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисcарова, Л.Л. Кругликова, А.Г. Панова и др., материалы научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых, статьи периодических изданий «Уголовное право», «Журнал российского права», «Современное право», «Российская юстиция», «Адвокат», «Законность, «Административное право» и др.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. В основной части работы две главы и четыре параграфа, в которых последовательно решаются поставленные задачи. Понятие коррупционных преступлений и их общая характеристика приводится в первой главе. Вторая посвящена рассмотрению вопросов квалификации отдельных коррупционных преступлений (в образовательных организациях; с целью назначения на публичную должность).
Глава 1 Анализ нормативно-правовой базы противодействия коррупции
1.1 Понятие коррупции в российском законодательстве
Коррупция представляет собой сложнейшее социальное явление, которое имеет различные формы проявления, не очевидные на первый взгляд. Разнообразие существующих формулировок коррупции и преступных деяний коррупционной направленности не всегда способствует выявлению всех ее существенных признаков. Общепринято понимание коррупции в качестве использования должностным лицом своих властных полномочий, доверенных ему прав в целях противоречащих установленным правовым нормам личной выгоды[1]. Характерный признак коррупции – конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя, конфликт между интересами общества и действиями выборного лица.
Нормативное определение коррупции приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[2] (далее – Закон о коррупции), которое предлагает понимать под ней злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам государства и общества в целях получения выгоды в виде ценностей, денег, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя (для третьих лиц) либо незаконное предоставление подобной выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. «а» п. 1 ст. 1 Закона о коррупции) и совершение указанных действий от имени (в интересах) юридического лица (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона о коррупции).
Вместе с тем анализ международных актов, законодательства зарубежных стран, научных публикаций по вопросам противодействия проявлениям коррупции, а также имеющиеся данные социологических исследований, в т.ч. и в форме анкетирования, позволяют заключить, что в Законе о коррупции законодателем применен узкий подход к толкованию анализируемого явления.
Большинством современных респондентов под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий, доверенных ему прав в целях личной выгоды. По мнению трети исследователей, к коррупции также необходимо отнести использование любым состоящим на публичной службе лицом (не обязательно должностным) своих служебных полномочий (в т.ч. временных или же основанных на субординационных отношениях) и доверенных ему прав в целях личной выгоды[3].
Личная выгода имеет материальный характер (получение подарков, денег, оказание услуг), морально-материальный характер (внеочередное присвоение воинского или специального звания, классного чина, повышение или перемещение по службе), моральный характер, т.е. иная личная заинтересованность (например, поощрение государственной наградой и др.).
Коррупция, как явление социальное, достаточно многогранна и многолика, поэтому не все формы коррупционных проявлений подпадают под понятие преступного деяния. С нашей точки зрения, коррупция может проявляться в:
- преступных деяниях коррупционной направленности (хищении материальных и денежных средств с использованием служебного положения, даче взятки, получении взятки, коммерческом подкупе и т.д.);
- административных правонарушениях (мелком хищении материальных и денежных средств с использованием служебного положения; нецелевом использовании бюджетных средств, средств внебюджетных фондов; другие предусмотренные КоАП России составы);
- дисциплинарных правонарушениях – использовании своего статуса для получения определенных преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
- запрещенных гражданско-правовых сделках (например, принятия в дар или дарения подарков, оказания третьими лицами услуг госслужащему)[4].
Вполне очевидно, что нормативное определение коррупции, приведенное в Законе о коррупции, реальному сущностному содержанию этого явления не отвечает, чем объективно обусловлена необходимость внесения адекватных изменений в действующее законодательство[5]. По нашему мнению, следует определиться с более детальным понятиями коррупции, коррупционного преступного деяния и коррупционного правонарушения.
Перечня коррупционных преступлений УК России не содержит, не определяет уголовный закон и их признаков. Противодействовать коррупционным злоупотреблениям призваны уголовно-правовые нормы, предусмотренные гл.30 УК России, которой регламентирована уголовная ответственность за преступные деяния против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК России).
В научной литературе имеются предложения о введении в УК России специальной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за коррупционное преступление. Так И.А. Цоколов[6] предлагает дополнить УК России ст. 14.1 «Коррупционное преступление», которая могла бы состоять из трех частей. Также И.А. Цоколов полагает «необходимым наряду с введением понятия «коррупционное преступление» исключить из всех статей Особенной части УК России квалифицирующий признак «использование служебного положения» и «использование должностного положения»