Введение
Глава I. Понятие и признаки публичного права
1.1. Понятие, предмет и методы регулирования публичного права
1.2. Признаки и принципы публичного права
Глава II. Публичное право как важный элемент Законов XII таблиц
2.1. IX таблица и её содержание
2.2. Влияние норм публичного права Законов XII таблиц на римское законодательство
Заключение
Список источников и литературы
Цель курсовой работы – рассмотреть нормы публичного права в Законах XII таблиц.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть понятие, предмет и методы регулирования публичного права;
2.Рассмотреть признаки и принципы публичного права;
3.Рассмотреть нормы публичного права Законов XII таблиц;
4.Изучить влияние публичных норм Законов XII таблиц на римское законодательство.
Методология и теоретико-правовая основа исследования. Методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают основные принципы диалектики – развития и историзма; общенаучные подходы – системный; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и теоретического моделирования, типологического анализа и др. При изучении проблематики работы автор опирался на специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический и др.
Эмпирическая база исследования – Законы XII таблиц.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Курсовая работа состоит из двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
Глава I. Понятие и признаки публичного права
1.1 Понятие, предмет и методы регулирования публичного права
Как известно, зарождение и существование публичного права является однородным и целостным действием. Налицо огромный нормативный массив. В то же время различное правопонимание и подходы к его систематизации, к определению юрисдикции разных органов страны, побуждают к дроблению публичного права на доли и сегменты. К данному действу приводят предпосылки правотворческого и правоприменительного характера[1].
Вопрос о том, что же такое право, назрел ещё в древние времена. Он интересовал учёных во многих государствах мира. Уже древнегреческие мыслители обращаются к понятию права и отличию его от закона, а также соотносят право с государством и обществом в целом. По их мнению, право устанавливается самой природой и является первичным по отношению к позитивному законодательству.
В Римской империи право в целом рассматривалось как своего рода особая система. Правоведы предпринимали попытки систематизации права и его закрепления в письменном виде. Одним из первых источников римского права стали знаменитые Законы XII таблиц. Именно в этом законодательном акте мы впервые можем встретить нормы публичного права, которые впоследствии и послужили главным источником римского права.
Древнеримский юрист Домиций Ульпиан (170 — 228) приходит к выводу, что «Публичное право есть то, которое относится к состоянию Римского государства, частное право есть то, которое относится к пользе отдельных лиц, ибо существует польза публичная и польза частная».[2]
Многие европейские мыслители, например, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Г. Гегель, признавали разделение права на частное и публичное. В России также существовали учёные, которые придерживались данной позиции. Это были Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Так что же такое «публичное право»? Формулируя определение, мы можем сказать, что публичное право — это совокупность отраслей права, представляющая интересы государства и общества, и регулирующая отношения, которые обеспечивают общегосударственный или публичный интерес.
К отраслям публичного права относят конституционное, уголовное, административное, экологическое, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административно-процессуальное, международное публичное и гуманитарное право, судоустройство, административный процесс.
Право же в целом – это явление официальное, государственное и в этом смысле публичное. Вместе с тем понятие «публичное» используется в юриспруденции не только в широком, но и в более узком значении. В таком смысле понятие «публичное» относится только к той части права, которая напрямую связана с государством, его властной деятельностью[3].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что публичное право — это та часть системы права, предметом которой является сфера публичных интересов, то есть государства и общества в целом.
Несомненно, что методы правового регулирования имеют колоссальное значение для публичного права. Они представляют собой способы и средства правового воздействия на сознание и поведение людей и деятельность различных организаций, которые рассчитаны на получение желаемых для государства результатов. При этом методы используются в сочетании друг с другом, чтобы обеспечить максимальную эффективность их правового воздействия на общество.
Одной из важнейших особенностей публично-правовых взаимоотношений можно отметить неравноправие сторон. В качестве одной из сторон здесь всегда выступает государство, его органы или должностные лица, которые наделены властными полномочиями. Другой же стороной, как правило, здесь выступает общество или же его отдельные представители, которые в этих взаимоотношениях должны подчиняться первой стороне, то есть государству.
Государство – это политико-социальная, территориальная организация власти, которая располагает особой установкой принуждения и управления, способная реализовать собственные веления неотъемлемыми на всей местности страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества.
Суть государства имеет место быть в том, будто оно работает в качестве средства публичного компромисса, учета интересов разных групп и слоев народонаселения и снятия либо смягчения противоречий приспособления управления делами сообществ[4].
В публичном праве данные отношения регулируются сочетанием методов убеждения и принуждения. Воздействие может быть как прямым, так и косвенным. Принуждение является тем методом, который прямо воздействует на общество, так как при нём государство использует те способы, которые не могут предоставить полную свободу выбора и действий обществу.
а) опубликованные источники
- Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 ч. Ч. 2: Античность / Сост. О.В. Харсеева. Курск., 2007. 122 с.
- Дигесты Юстиниана / Пер. с лат.; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. — М.: Статут, 2005. 552 с.
- ЛИТЕРАТУРА
а) учебники и монографии
1.Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.: Юрист, 2009. 146 с.
2.Бартошек М. Римское право. М.: Полит, 1989. 259 с.
3.Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Юрист, 2000. 312 с.
4.Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Проспект, 2011. 576 с.
5.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрайт, 2002. 611 с.
6.Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для ВУЗов: в 2т. ˗ 3-е изд., Том 1: Древний мир и Средние века. М.: НОРМА, 2006. 720 с.
7.Кузницин А.А. История Древнего Рима. М.: Полит, 1989. 369 с.
8.Морозова Л.А. Теория государства в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008. 423 с.
9.Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. М.: Право, 2008. 502 с.
10.Подопригора А.А. Основы римского гражданского права. Киев: Высш. шк., 1990. 500 с.
11.Покровский И.А. История римского права. СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. 742 с.
- Радько Т.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014. 600 с.
13.Римское право: Учебник для ВУЗов / Под редакцией Новицкого И.Б. М.: Норма, 2002. 357 с.
14.Римское право. Учебник для ВУЗов / Под редакцией Омельченко О.А. М.: Норма, 2000. 613 с.
15.Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Проспект, 1995. 504 с.
16.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1999. 622 с.
б) статьи из периодических изданий
- Эрделевский А.М. О понятии публичного интереса в российском праве // СПС КонсультантПлюс. 2015.
в) диссертации
- Вагина Н.М. Принципы публичного права: дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2004. 338 с.