Введение
Глава 1. Общественная палата как инструмент взаимодействия гражданского общества и государства
1.1. Статус и структура Общественной палаты РФ
1.2. Порядок формирования Общественной палаты РФ и статус ее членов
Глава 2. Основные направления деятельности Общественной палаты РФ
2.1. Общественный контроль
2.2. Общественная экспертиза
Заключение
Список источников и литературы
Целью работы является определение места Общественной палаты РФ в российском гражданском обществе, ее роли в правозащитном механизме, а также перспектив ее развития. Исходя из этого, задачами работы являются:
- выявление статуса Общественной палаты РФ в соответствии с законодательством и юридической доктриной;
- установить порядок ее формирования;
- определить статус ее членов;
- рассмотреть важнейшие направления деятельности Общественной палаты РФ и проследить их практическую реализацию.
Теоретико-методологическая база исследования: методологическую базу составляют общие принципы и методы научного познания, относящиеся к исследовательскому аппарату гуманитарных наук. Они включают:
- диалектические принципы;
- общенаучные методы: системный, анализ и синтез, дедукцию и индукцию, восхождение от абстрактного к конкретному;
- специальные методы: формально-юридический, статистический, конкретно-социологический.
Эмпирическая база исследования представлена:
- нормативно-правовыми актами Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты);
- нормативными актами Общественной палаты РФ (Регламент, положения, кодекс этики);
- иными документами Общественной палаты РФ (экспертные заключения, ежегодные доклады о состоянии гражданского общества);
- статистическими данные сайта Общественной палаты РФ и сайта проекта «Открытое правительство».
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два пункта, заключения, списка источников и литературы
Глава 1. Общественная палата как инструмент взаимодействия гражданского общества и государства
Термин «гражданское общество» появился еще в 18 веке в ходе развития буржуазных общественных отношений. Тем не менее, в настоящее время существует несколько подходов к его пониманию. Проанализировав наиболее значимые из них, профессор С.А. Авакьян выдвигает свою дефиницию гражданского общества. По его мнению, это общество сознательных граждан, активных участников общественных процессов, которому свойственны:
- внутреннее единство во имя общих социальных и политических целей;
- наличие самостоятельного механизма управления общественными делами;
- потребность в конструктивном взаимодействии с государством;
- проявление максимального внимания к человеку, его личным заботам[1].
Отсутствие в Конституции и остальном законодательстве РФ официальной трактовки гражданского общества не означает его фактического отсутствия (по крайней мере, как одной из конституционных целей). Профессор Л.А. Морозова отмечает, что правовое государство и гражданское общество возникают одновременно, второе является необходимой предпосылкой первого[2]. Следовательно, провозглашая в части 1 статьи 1 Российскую Федерацию правовым государством, Конституция утверждает и создание гражданского общества[3].
Для рассмотрения темы данной работы наибольшее значение имеют относительная независимость гражданского общества от государства и потребность во взаимодействии с ним. Главная цель правового государства – служение обществу, и институты гражданского общества должны контролировать соответствие его действий этой цели. В свою очередь представители публичной власти в демократическом государстве заинтересованы в собственной легитимности и добросовестном исполнении гражданами властных предписаний. Именно консолидация гражданского общества в единый орган для эффективного влияния на государство стало причиной учреждения в 2005 году Общественной палаты РФ.
1.1. Статус и структура Общественной палаты РФ
Создание Общественной палаты РФ связано с принятием Федерального закона «Об Общественной палате РФ», который составляет правовую основу ее деятельности. Данный акт не определяет статус Общественной палаты, но в статье 1 выделяет ее первоочередную функцию – обеспечение взаимодействия граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления для учета интересов граждан, защиты их прав и свобод, осуществления общественного контроля над органами публичной власти и содействия в реализации политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания[4].
ОП РФ объединяет в себе интересы всего гражданского общества в России, что имеет принципиальное значение для эффективного диалога власти и общества.
В соответствии с ФЗ «Об общественной палате РФ» ее целью является обеспечение согласования интересов граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, органов публичной власти в социальной и экономической сфере, решения вопросов обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества. Для реализации этих целей Общественная палата выполняет следующие задачи:
1) привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;