Глава II. Практика рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг
2.1. Некоторые особенности возврата товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи
2.2. Правовые позиции ВС РФ по спорам о защите прав потребителей
Заключение
Список использованных источников
Глава II. Практика рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг
2.1. Некоторые особенности возврата товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи
По общему правилу в случае приобретения некачественного товара, покупатель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы (п. 4 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денежных средств за некачественный товар в следующие сроки (п. 1 ст. 19 Закона № 2300-1; п. п. 30, 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55):
- в течение гарантийного срока;
- в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если гарантийный срок не установлен. Более длительные сроки могут быть установлены законодательством или договором купли-продажи.
Также покупатель может вернуть товар, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до этого момента, в случаях, когда (п. 6 ст. 18, п. 5 ст. 19 Закона № 2300-1):
- гарантийный срок в отношении товара не установлен;
- гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет.
Для возврата товара ненадлежащего качества по договору купли-продажи к продавцу необходимо обратиться с претензией, которая составляется в свободной форме и должна содержать, в частности, следующую информацию:
1) сведения о продавце (наименование или Ф.И.О.);
2) сведения о покупателе (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
3) наименование и иные данные, позволяющие идентифицировать приобретенный товар (например, артикул, цвет, размеры);
4) стоимость, дату и место ее приобретения;
5) описание выявленного недостатка и обстоятельств его обнаружения;
6) отказ от исполнения договора купли-продажи и требование о возврате уплаченной за товар суммы.
К претензии следует приложить копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Однако, если у покупателя отсутствует чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки товара, это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться, например, на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 ГК РФ; п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).
Целесообразно составить два экземпляра претензии. Желательно, чтобы на одном из них уполномоченное лицо, принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение факта обращения к продавцу.
Если продавец отказался принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, необходимо направить претензию продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Продавец обязан разъяснить покупателю порядок возврата и приемки товара (п. 5 ст. 503 ГК РФ; п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1).
При этом по общему правилу вывоз некачественного крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг осуществляется силами и за счет продавца (п. 7 ст. 18 Закона № 2300-1).
При передаче товара необходимо оформить соответствующий акт с указанием, в частности, времени и места возврата товара, а также сведений о переданном товаре.
Продавец обязан принять у покупателя товар и, в случае необходимости, провести проверку ее качества. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара. Для этого необходимо согласовать с продавцом время и дату ее проведения (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец должен провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе присутствовать при ее проведении, а в случае несогласия с ее результатами может оспорить выводы экспертов в судебном порядке.
При этом, если в результате экспертизы установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, покупатель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).
Продавец обязан вернуть денежные средства, уплаченные за некачественный товар, в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона № 2300-1).
При возврате покупателю денежных средств продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за ее полного или частичного использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ).
При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о возврате уплаченных за некачественный товар. Кроме того могут быть заявлены, в частности, требования о компенсации морального вреда; о возмещении убытков, причиненных покупателю в связи с продажей некачественного товара, в том числе разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 504 ГК РФ; ст. 15, п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 24 Закона № 2300-1).