Введение
1. Сущность макроэкономического равновесия
1.1 Совокупный спрос
1.2 Совокупное предложение
1.3 Сущность и особенности макроэкономического равновесия
2. Модели макроэкономического равновесия
2.1 Неоклассическая модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса и Д. Патинкина
2.2 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
2.3 Модель макроэкономического равновесия К.Маркса
2.4 Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева
Заключение
Список литературы
Макроэкономическое равновесие на практике - скорее исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическое развитие стран не является равномерным - на протяжении двух веков на макроэкономическом уровне наблюдается постоянная смена состояний спадов (периоды падения объемов производства и безработицы) и подъемов (периоды успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания экономики). Это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством. Состояния спадов и подъемов не повторяют друг друга. Они имеют своим началом разные уровни развития и характеризуются разной глубиной, продолжительностью и формами реализации.
Целью данной работы является проведение исследования макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть совокупный спрос,
2) проанализировать особенности совокупного предложения,
3) исследовать сущность и особенности макроэкономического равновесия,
4) изучить неоклассическую модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса и Д. Патинкина,
5) рассмотреть кейнсианскую модель макроэкономического равновесия,
6) проанализировать модель макроэкономического равновесия К.Маркса,
7) определить особенности модели межотраслевого баланса В. Леонтьева
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
- Сущность макроэкономического равновесия
1.1 Совокупный спрос
Макроэкономическое равновесие описывается базовой макроэкономической моделью «совокупный спрос — совокупное предложение» (модель AD-AS). Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими понятиями. Для анализа макроэкономического равновесия все рынки отдельных благ объединяют в единый общий рынок с единым (объединенным) уровнем цен, а все производства — в совокупный объем производства — реальный ВВП.
Совокупный спрос— это величина реального ВВП, который все покупатели хотели бы приобрести в данный момент времени при данном уровне цен.
Зависимость совокупного спроса от уровня цен выражается законом совокупного спроса: чем ниже уровень цен в экономике (Р), тем больше спрос всех потребителей на реальный ВВП (Y).
Конфигурация кривой совокупного спроса (AD) точно такая же, как и для отдельного товара. Вместе с тем факторы, определяющие ее поведение на макроуровне, совершенно другие. К факторами, обусловливающим нисходящую траектории кривой совокупного спроса AD, относят:
1) эффект процентной ставки. Повышение уровня цен при постоянной денежной массе автоматически приводит к росту спроса на деньги, что, в свою очередь, вызовет повышение процентной ставки;
2) эффект дохода, или эффект кассовых остатков. В условиях инфляции доходы обесцениваются (за одну и ту же сумму денег можно приобрести меньшее количество товаров и услуг, чем раньше). Реальные кассовые остатки (остаточная покупательная способность экономических агентов) в условиях инфляции сокращаются, уменьшаются потребительские расходы, падает совокупный спрос;
3) эффект импортных закупок (при более высоком национальном уровне цен по сравнению с ценами на импортные товары потребители будут приобретать больше импортных (более дешевых) товаров, что вызовет уменьшение совокупного спроса на отечественные товары, и, наоборот).
Эффект процентной ставки, эффект богатства и эффект импортных закупок являются, по сути, ценовыми факторами, поскольку оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены. Графически влияние перечисленных факторов иллюстрируется перемещением точки по кривой AD. Такую же динамику совокупный спрос имеет под влиянием изменений реального объема производства [13, c.102].
Кривую совокупного спроса AD можно вывести из уравнения количественной теории денег (уравнения Фишера):
MV=PY,
где М — денежная масса в экономике;
V — число оборотов каждой денежной единицы в течение данного времени:
Р — уровень цен в экономике:
Y — реальный ВВП.
Исходя из уравнения Фишера Y (реальный ВВП) определяется:
Y = MV / Р
По сути это уравнение является уравнением совокупного спроса. Оно свидетельствует, что при заданных величинах М и V количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, будет тем меньше, чем выше уровень цен в экономике. Параметры М и V являются неценовыми факторами совокупного спроса. Рост количества денег в экономике и увеличение скорости их обращения приводит к росту покупок экономических агентов при любом уровне цен. Графически это выразится смещением кривой AD вправо. Сокращение же количества денег и падение скорости их обращения вызовет уменьшение покупок при любом уровне цен (кривая AD сместится влево) [6, c.94].
Совокупный спрос может быть задан также уравнением ВВП (Y):
Y = С + G + Ig + Хn,
где С — потребительские расходы;
G — государственные расходы;
Ig — инвестиционные расходы;
Хn — чистый экспорт.
К неценовым факторам совокупного спроса, таким образом, можно отнести факторы, оказывающие влияние на каждую составляющую совокупных расходов:
- Факторы, оказывающие влияние на потребительские расходы:
а) доходы потребителей;
б) ожидания потребителей;
в) налоги;
г) трансферты;
д) ставка процента по потребителькому кредиту;
е) уровень задолженности домохозяйств.
- Факторы, оказывающие влияние на совокупные инвестиционные расходы:
а) процентные ставки;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
в) налоги с предприятий;
г) технология;
д) избыточные мощности;
е) трансферты.
- Факторы, оказывающие влияние на государственные расходы.
- Факторы, оказывающие влияние на на чистый объем экспорта:
а) национальный доход в зарубежных странах;
б) валютные курсы.
Под влиянием неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо при росте совокупного спроса и влево при его сокращении [8, c.74].
1.2 Совокупное предложение
Кривая AD сама по себе не показывает изменения уровня цен или объема национального производства. Для того чтобы их определить, в анализ вводят кривую совокупного предложения (кривую AS). Совокупное предложение— это количество товаров и услуг в экономике, которое все производители желают произвести и продать при разных уровнях цен.
Кривая совокупного предложения состоит из трех участков:
- горизонтальный или кейнсиаиский – характеризует экономику в состоянии спада, кризиса, когда большое количество ресурсов не задействовано; на этом отрезке при высоком уровне безработицы можно увеличивать производство, не увеличивая издержек, а, значит, цены останутся фиксированными;
- восходящий или промежуточный отрезок — рост реального объема производства соответственно вызывает изменение цен; на этом участке в производство вовлекаются дополнительные, менее эффективные ресурсы, поэтому средние издержки и цены растут;
- классический или вертикальный участок — в экономике достигнут естественный уровень безработицы, задействованы все ресурсы, а производство находится на границе своих производственных возможностей; любое увеличение цен не приводит к росту предложения, поэтому кривая принимает вид вертикали. Точка на кривой совокупного предложения AS будет сдвигаться при соответствующих сочетаниях цен, средних издержек и объема производства.
К неценовым факторам совокупного предложения относят:
1. Изменение цен на ресурсы:
а) внутренние ресурсы (земля, труд, капитал, предпринимательские способности);
б) внешние ресурсы — импортные;
в) господство на рынке.
- Изменения в производительности труда,
- Изменения правовых норм.
Неценовые факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо-влево [3, c.62].
В анализе кривой совокупного предложения AS выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды, в которых она имеет разный вид. Это объясняется тем, что соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени, в течение которого все цены адаптируются к изменению рыночной конъюнктуры.
Краткосрочный период в макроэкономике — это период, в течение которого цены неизменные. Долгосрочный период представляет собой период, в течение которого цены гибкие.