Введение
Глава 1. Понятие и источники, регулирующие административно-правовой
статус сотрудника полиции
1.1. Понятие правового статуса сотрудника полиции
1.2. Правовые основы деятельности полиции
Глава 2. Основные элементы административно-правового статуса сотрудника полиции
2.1. Права, обязанности и ответственность сотрудника полиции
2.2. Гарантии административно-правового статуса сотрудника полиции
Заключение
Список источников
Целью работы является теоретический анализ административно-правового статуса сотрудника полиции РФ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие правового статуса сотрудника полиции;
- рассмотреть правовые основы деятельности полиции РФ;
- проанализировать права и обязанности сотрудника полиции РФ;
- охарактеризовать ограничения и запреты, связанные со службой в полиции;
- исследовать гарантии правовой защиты и ответственность сотрудника полиции.
Необходимо отметить, что многие проблемы административно-правового статуса личного состава полиции исследовались в трудах Д.Н. Бахраха, В.М.Безденежных, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, М.И.Еропкина, В.Р.Кисина, Л.М. Колодкина, А.П. Коренева, С.И.Коноргина, В.В. Лазарева, Л.Л. Попова, Л.М. Розина, Г.А. Туманова, А.П. Шергина и ряда других ученых.
В последнее время объемные исследования роли и места полиции в жизни общества, вопросов правовой регламентации ее деятельности были проведены А.Г. Браисовым, Б.П. Кондрашевым, Ю.П. Соловьем, В.В.Черниковым и некоторыми другими авторами. Однако, системные исследования административно-правового статуса личного состава полиции по действующему в настоящее время закону до настоящего времени не проводились и многие важные теоретические и правовые аспекты его регулирования, как и ранее, остались за рамками научного анализа.
Основой методологического подхода к исследованию проблем административно-правового статуса сотрудника полиции выступают соответствующие разработки общей теории права.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
1 Понятие и источники, регулирующие административно-правовой статус сотрудника полиции
1.1 Понятие правового статуса сотрудника полиции
Реализация административно-правового статуса сотрудника полиции дает возможность укрепить законность, правовую культуру сотрудника полиции за счет совершенствования подходов к организации деятельности сотрудника полиции.
При таких условиях возникает потребность в исследовании сущности, особенностей и структуры административно-правового статуса сотрудника полиции, характеристике каждой из его составляющих, их взаимосвязи и разработке на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений сотрудника полиции с другими субъектами управленческой деятельности. Однако проблемы административно-правового статуса сотрудника полиции специально не изучались, в существующих научных работах эти вопросы исследовались фрагментарно или в рамках более широкой административно-правовой проблематики, без комплексного подхода. Таким образом, глубокое исследование проблем правового регулирования и практической реализации административно-правового статуса сотрудника полиции приобретает особый смысл и актуальность[1].
Наряду с общим правовым статусом лица существует большое количество статусов различных уровней конкретизации, соотношение которых наиболее четко характеризуется такими философскими категориями как "общее", "особенное" (специальное), "единичное". Причем, административно-правовой статус сотрудника полиции является специальной категорией по общему правового статуса и административно-правового статуса государственного служащего.
Исходя из указанного связи, учитывая взгляды ученых на проблему состав правового статуса, мы относим к структурным элементам административно-правового статуса сотрудника полиции обязанности, права и правовой ответственности.
Предпосылками административно-правового статуса сотрудника полиции в работе признаются гражданство и административная правосубъектность. Юридические гарантии не относятся к составляющих административно-правового статуса, ведь они находятся за его пределами, реализуются путем деятельности различных государственных органов, других субъектов права[2].
Административно-правовой статус сотрудника полиции опирается на статус личности в обществе. Вместе с тем для таких субъектов права как сотрудник полиции и гражданин данные правовые институты заметно различаются по своим целям, характеру связей между элементами и тому подобное. Прежде всего, при регламентации юридических статусов гражданина и личного состава полиции законодатель (в правовом государстве) должен придерживаться различных принципов. Если для первого из них основной идеей является последовательное воплощение общеразрешительного принципа ("разрешено все, что явно не запрещено"), то для второго - установление и обеспечение строго разрешительного порядка, согласно которому государственные служащие вправе совершать только такие действия, которые прямо предусмотрены нормой права (принцип "запрещено все, кроме непосредственно дозволенного").
Особенностью правового статуса сотрудника полиции можно назвать отсутствие сферы неурегулированных правом полномочий. Все нерегламентированные нормативными актами деяния относятся к сфере запретного, которая превалирует по объему. Для сотрудника полиции первичны обязанности, которые и определяют в целом пределы его правового статуса. Данный элемент определяет характер и содержание правомочия личного состава, так как она направлена на обеспечение реализации обязанностей.
Что касается Федерального закона «О полиции», он не определяет понятие «полиция», хотя, исходя из положений Закона, можно охарактеризовать это понятие следующим образом: «полиция - составная часть единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Но в Законе никак не обусловлено, что другими составными частями данного федерального органа исполнительной власти являются внутренние войска МВД России, Федеральная миграционная служба, Следственный комитет при МВД РФ.
Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, сотрудник полиции, являющийся сотрудником органов внутренних дел, является также представителем власти[3].
[1] Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. - М.: Юрист. – 2013. - № 1.
[2] Параносенков П.М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 5. - С. 68 - 70.
[3] Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. - С. 61 - 63.