Ситуационная задача 1.
Проанализируйте ситуацию. У предпринимателя – эффективный товаровед, одной из важнейших функций которого является продажа товара за наличные. Этот товаровед выполняет свою работу намного успешнее всех других продавцов. Вклад этого работника в экономическое благополучие фирмы весьма существенен. Но вдруг до предпринимателя доходит слух, что его эффективный товаровед продает товар значительно выше установленной фирмой стоимости, а разницу кладет себе в карман. Предприниматель проводит скрытую проверку и убеждается, что так оно и есть. Он в раздумье:
• то ли увольнять нечестного, хотя и очень полезного товароведа;
• то ли делать вид, что ничего необычного не происходит;
• то ли провести с ним беседу.
Предприниматель решил посоветоваться со своим дядей, который два года назад порекомендовал ему на работу этого товароведа. Выберете для себя одну из трех указанных ролей (предприниматель, дядя, товаровед), которая наиболее соответствует вашему жизненному опыту, и изложите свою позицию в данной конфликтной ситуации.
Ситуационная задача 2.
Итогом так называемой «странной войны» между Москвой и Литвой (1487–1494) стал переход к мирному урегулированию конфликта. Весь 1493 г. прошел в переговорах между великим князем московским Иваном III и великим князем литовским Александром Каземировичем, которые обменивались посланиями через доверенных лиц. В качестве одного из важнейших условий заключения мирного договора Иван Великий выдвинул пункт о признании своего нового титула – знаменитой краткой формулы «государь всея Руси». По отношению к великому князю литовскому это требование звучало почти как оскорбление: ведь именно он и был владетелем большей части этой самой Руси. Какой тактический прием был использован Иваном III? Можно ли его считать манипулятивным и почему?
Тестовые задания
1. С точки зрения Т. Парсонса, конфликт – это:
а) социальная норма;
b) социальная аномалия;
с) не имеет никакого отношения к социальной реальности.
2. Кто предложил тестовую методику определения поведения в конфликтной ситуации?
a) К. Юнг;
b) Э. Берн;
c) К. Томас.
3. Объективные факторы конфликта отличаются следующими особенностями (дополните):
a) независимость от индивидуально-психологических характеристик участников;
b) пересечением интересов сторон
c) реально имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок
4. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению:
a) является объективным фактором конфликта;
b) является субъективным фактором конфликта;
c) не может привести к конфликту ни при каких обстоятельствах.
5. Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению является субъективным фактором конфликта:
a) только рациональную сферу личности;
b) только эмоциональную сферу личности:
c) и рациональную, и эмоциональную сферы.
6. Укажите основные отличия межличностных и межгрупповых конфликтов (дополните):
a) зона распространения;
b) структура конфликта;
c) форме проявления конфликта.
7. Стратегия приспособления предполагает:
a) добровольные односторонние уступки;
b) вынужденные односторонние уступки;
c) взаимные уступки.
8. Стратегия уклонения реализуется обычно:
a) при высокой значимости интереса, задетого конфликтом;
b) при низкой значимости интереса.
9. Привлечение посредника к переговорам:
a) гарантирует успешное разрешение конфликта;
b) только ухудшает ситуацию;
c) свидетельствует о высокой заинтересованности сторон в конструктивном завершении конфликта.10. Переговоры:
a) должны происходить в условиях полной конфиденциальности;
b) могут быть публичными.
Список использованной литературы