Введение
I. История возникновения масонского движения в России
1.1 Западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России
1.2 История масонского движения в России в XVIII в
1.3 История масонского движения в России в XIX в
II. Масонство как культурно-исторический феномен
2.1 Философско-религиозные, мистические аспекты масонского движения
2.2 Символические аспекты масонского движения
2.3 Общественно-политические аспекты масонского движения
Заключение
Список использованных источников
Актуальность данной темы обусловлена тем, что масонство – явление очень сложное, о котором написано немало книг, перечислим некоторых авторов, чьи произведения использовались для написания данной курсовой работы: Гете, В. Ю. Захаров, О. Ф. Соловьев, А. В. Мезиер и др.
Гете, великий немецкий философ и писатель, свое произведении «Годы учения Вильгельма Мейстера», который по праву призван «масонским» романом Гете, посвятил истокам масонской ложи «Общество Башни». Обряд принятия в «Общество Башни» описан в девятой главе седьмой книги романа Гете. Следует отметить, что «Годы учения Вильгельма Мейстера»— второй по счёту и самый длинный роман Гете. Его публикация в 1795—1796 гг. обозначила появление нового литературного жанра — романа воспитания. Далее перейдем к монографии Захарова В. Ю. "Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII – 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1", которая посвящена сравнительному анализу российского и зарубежного конституционализма, а также основным направлениям эволюции европейского и российского абсолютизма во 2-й половине XVIII – 1-й четверти XIX вв. В первой части монографии дается характеристика конституционализма как течения общественной мысли, рассматривается его соотношение с идеологией Просвещения, либерализмом и масонством. Захаров В. Ю. в указанной книге приводит обзор краткой истории развития, масонства за рубежом и в России, а также отвечает на вопрос: как соотносятся масонство и конституционализм. Постановка данного вопроса и его ответ является уникальной в отечественной исторической мысли.
Екатерина II уделила масонству в своих произведениях немало внимания. Итак, первым антимасонским произведением Екатерины II, представляющим собой достаточно злую пародию на ритуал приема новых членов в масонское братство, по праву может считаться «Тайна противонелепого общества», изданная в Санкт-Петербурге в 1780 г. на французском, немецком и русском языках. Композиционно небольшое по объему произведение является пародией на три основных момента, связанных с обрядовой стороной масонства и сущностью его учения.
Однако следует отметить: даже ведущие знатоки масонства признают, что познать его невероятно сложно, поскольку масоны тщательно охраняют свои тайны. Для человека пушкинского времени масонство было гораздо больше, чем игра. Люди находились в поиске идеального жизненного пространства, где можно было бы осуществить мечту о всеобщем братстве, справедливости, о достойной оценке нравственного совершенного человека независимо от его религиозной принадлежности, национальности и даже социального положения.
Объектом исследования является масонство. Предметом исследования является история масонских организаций в России в XVIII-XIX вв. Целью исследования является исторический анализ развития масонства как культурно-исторического феномена в России в XVIII-XIX вв. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России;
-исследовать историю масонского движения в России в XVIII в.;
-исследовать историю масонского движения в России в XIX в.;
-изучить философско-религиозные, мистические аспекты масонского движения;
-изучить символические аспекты масонского движения;
-изучить общественно-политические аспекты масонского движения.
При написании данной работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, исторический метод, метод системного анализа.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованных источников.
- ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАСОНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ
1.1Западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России
Первая масонская ложа (Великая ложа) была основана в Лондоне 24 июня 1717 г. Из Великобритании движение распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны в XVIII и первой трети XIX вв. пользовались большим влиянием. Следует отметить, что изначально Великая ложа Англии не была централизованной организацией, допуская право других лож на самостоятельное существование.
К тому же идеологи английского масонства выступали противниками религиозных и национальных распрей, ставили цель объединения всех прогрессивно мыслящих людей на началах общехристианских ценностей, принципов добра, истины, взаимопомощи и справедливости, максимальной терпимости друг к другу Успехи новой идеологии были очевидны.
Ю. В. Захаров указывает на закономерный факт: масонство в России развивалось в основном по тому же пути, что и немецкое масонство (особый интерес к высшим мистическим знаниям, иерархичность, аристократизм, популярность высших степеней с неизвестным руководством в сочетании с использованием масонских лож в политических целях).
Т. А. Николаева указывает на то, что масонство в России имело явно выраженный сословный характер. Распространение идеалов масонства в России в XVIII–XIX вв. является признанным фактом. Масонство, как новое целостное знание о мире и человеке, вызывало живой интерес у нарождающейся интеллигенции конца XVIII в. в России и способствовало изменению системы ценностных ориентиров наиболее прогрессивных слоев населения. Проникновение идей масонства в Россию шло путем многочисленных культурных заимствований, включая элементы английской художественной традиции и мировоззренческих установок. Восприятие, усвоение и дальнейшее развитие масонских идей нашло свое отражение в самых разных проявлениях политической, социальной, экономической и культурной жизни России указанного периода.
П. Н. Милюков характеризовал орден вольных каменщиков как моральный интернационал. Влияние западноевропейского масонства на формирование масонского движения в России следует признать как весьма значительное. Масонство, как новое целостное знание о мире и человеке, стало тем идейным центром, где очень серьезно критиковались, пересматривались и отвергались многие мысли просветителей. Идейная молодежь, да и все просвещенные представители общества, стремились к «очищенному, одухотворенному пониманию веры». Орден вольных каменщиков стал ответом на их устремления. Масонство являлось для них желанным исходом, потому что было вполне совместимо с требованиями православия. Масоны применили против просветителей их же идеологические и организационные методы борьбы с абсолютистским государством и тоталитарной культурой. На основе древних преданий и эзотерических учений вольные каменщики представляли новую науку о человеке как единстве разнородных стихий, борющихся друг с другом и долженствующих быть в равновесии и гармонии. Рядом с разумом просветителей они ставят сердце, душу, чувства, веру, поэтическое проницание, под влиянием этих мощных стихий сам разум меняется, усложняется и далеко уходит от остроумного, но одномерного мышления энциклопедистов, процветавшего в парижских салонах XVIII столетия.
В России получили распространение практически все масонские системы: английская, шведско-берлинская, шведская, французская и розенкрейцерство. В России масонство охватило преимущественно дворянские и чиновничьи круги. С самого начала масонство в России стало глубокой философской и вместе с тем творческой критикой западного и отечественного просветительства.