Курсовая работа|История

Курсовая История возникновения масонского движения в России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: vol

Год: 2018 | Страниц: 40

Цена: 1 300
Купить работу

Введение          

I. История возникновения масонского движения в России

1.1  Западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России                                                   

1.2 История масонского движения в России в XVIII в

1.3 История масонского движения в России в XIX в

II. Масонство как культурно-исторический феномен

2.1 Философско-религиозные, мистические аспекты масонского движения

2.2 Символические аспекты масонского движения
2.3  Общественно-политические аспекты масонского движения

Заключение

Список использованных источников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что масонство – явление очень сложное, о котором написано немало книг, перечислим некоторых авторов, чьи произведения  использовались для написания данной курсовой работы:  Гете, В. Ю. Захаров, О. Ф. Соловьев,  А. В. Мезиер и др.   

 Гете, великий немецкий философ и писатель, свое произведении «Годы учения Вильгельма Мейстера», который по праву призван «масонским» романом Гете, посвятил истокам масонской ложи «Общество Башни». Обряд принятия в «Общество Башни» описан в девятой главе седьмой книги романа Гете. Следует отметить, что «Годы учения Вильгельма Мейстера»— второй по счёту и самый длинный роман  Гете. Его публикация в 1795—1796 гг. обозначила появление нового литературного жанра — романа воспитания. Далее перейдем к монографии Захарова В. Ю. "Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII – 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1", которая  посвящена сравнительному анализу российского и зарубежного конституционализма, а также основным направлениям эволюции европейского и российского абсолютизма во 2-й половине XVIII – 1-й четверти XIX вв. В первой части монографии дается характеристика конституционализма как течения общественной мысли, рассматривается его соотношение с идеологией  Просвещения,  либерализмом и масонством. Захаров В. Ю.  в указанной книге  приводит обзор краткой истории развития, масонства за рубежом и в России, а также отвечает на вопрос: как соотносятся масонство и конституционализм. Постановка данного вопроса и его ответ является уникальной в отечественной исторической мысли.                        

Екатерина II уделила масонству в своих произведениях немало внимания. Итак, первым антимасонским произведением Екатерины II, представляющим собой достаточно злую пародию на ритуал приема новых членов в масонское братство, по праву может считаться «Тайна противонелепого общества», изданная в Санкт-Петербурге в 1780 г. на французском, немецком и русском языках. Композиционно небольшое по объему произведение является пародией на три основных момента, связанных с обрядовой стороной масонства и сущностью его учения.    

Однако следует отметить: даже ведущие знатоки масонства признают, что познать его невероятно  сложно, поскольку масоны тщательно охраняют свои тайны. Для человека пушкинского времени масонство было гораздо больше, чем игра. Люди находились в поиске идеального жизненного пространства, где можно было бы осуществить мечту о всеобщем братстве, справедливости, о достойной оценке нравственного совершенного человека независимо от его религиозной принадлежности, национальности и даже социального положения.      

Объектом исследования является масонство. Предметом исследования является история масонских организаций в России в XVIII-XIX вв. Целью исследования является исторический анализ развития масонства как культурно-исторического феномена в России в XVIII-XIX вв. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:                       

-изучить западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России;                                                                                                                                      

-исследовать историю масонского движения в России в XVIII в.;                                      

-исследовать историю масонского движения в России в XIX в.;                                           

-изучить философско-религиозные, мистические аспекты масонского движения;

-изучить символические аспекты масонского движения;
-изучить общественно-политические аспекты масонского движения.                     

При написании данной работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, исторический метод, метод системного анализа.         

Структура данной работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованных источников.

 

  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАСОНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

1.1Западноевропейское влияние на формирование масонского движения в России

Первая масонская ложа (Великая ложа) была основана в Лондоне 24 июня 1717 г. Из Великобритании движение распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны в XVIII и первой трети XIX вв. пользовались большим влиянием. Следует отметить, что изначально Великая ложа Англии не была централизованной организацией, допуская право других лож на самостоятельное существование.                                                                                         

К тому же идеологи английского масонства выступали противниками религиозных и национальных распрей, ставили цель объединения всех прогрессивно мыслящих людей на началах общехристианских ценностей, принципов добра, истины, взаимопомощи и справедливости, максимальной терпимости друг к другу Успехи новой идеологии были очевидны.                         

Ю. В. Захаров указывает на закономерный факт: масонство в России развивалось в основном по тому же пути, что и немецкое масонство (особый интерес к высшим мистическим знаниям, иерархичность, аристократизм, популярность высших степеней с неизвестным руководством в сочетании с использованием масонских лож в политических целях).

Т. А. Николаева указывает на то, что масонство в России имело явно выраженный сословный характер. Распространение идеалов масонства в России в XVIII–XIX вв. является признанным фактом. Масонство, как новое целостное знание о мире и человеке, вызывало живой интерес у нарождающейся интеллигенции конца XVIII в. в России и способствовало изменению системы ценностных ориентиров наиболее прогрессивных слоев населения. Проникновение идей масонства в Россию шло путем многочисленных культурных заимствований, включая элементы английской художественной традиции и мировоззренческих установок. Восприятие, усвоение и дальнейшее развитие масонских идей нашло свое отражение в самых разных проявлениях политической, социальной, экономической и культурной жизни России указанного периода.

П. Н. Милюков характеризовал орден вольных каменщиков как моральный интернационал. Влияние западноевропейского масонства на формирование масонского движения в России следует признать как весьма значительное. Масонство, как новое целостное знание о мире и человеке, стало тем идейным центром, где очень серьезно критиковались, пересматривались и отвергались многие мысли просветителей. Идейная молодежь, да и все просвещенные представители общества, стремились к «очищенному, одухотворенному пониманию веры». Орден вольных каменщиков стал ответом на их устремления. Масонство являлось для них желанным исходом, потому что было вполне совместимо с требованиями православия. Масоны применили против просветителей их же идеологические и организационные методы борьбы с абсолютистским государством и тоталитарной культурой. На основе древних преданий и эзотерических учений вольные каменщики представляли новую науку о человеке как единстве разнородных стихий, борющихся друг с другом и долженствующих быть в равновесии и гармонии. Рядом с разумом просветителей они ставят сердце, душу, чувства, веру, поэтическое проницание, под влиянием этих мощных стихий сам разум меняется, усложняется и далеко уходит от остроумного, но одномерного мышления энциклопедистов, процветавшего в парижских салонах XVIII столетия.               

В России получили распространение практически все масонские системы: английская, шведско-берлинская, шведская, французская и розенкрейцерство. В России масонство охватило преимущественно дворянские и чиновничьи круги. С самого начала масонство в России стало глубокой философской и вместе с тем творческой критикой западного и отечественного просветительства.

  1. Абрамзон Т. Е. Суеверные представления и их осмысление в русской литературе II половины XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 1998.                                                                                                                     
  2. Белых В.С.  Русское масонство в период царствования Александра I // Вестник Ленинградского государственного университета им А.С. Пушкина, 2018, №3, С. 101-109.                                                                                                        
  3. Власова М. Русские суеверия: Энцикл. слов. СПб., 2000. С. 669.                              
  4. Гете И. В. Собр. соч.: В 10  т. Т.7. Годы учения Вильгельма Мейстера. Роман. М.: Худ. лит-ра, 1978.  525 с.                                                                                               
  5. Джейкоб М. К.  Масонство // Мир Просвещения. Исторический словарь. М.:  Памятники исторической мысли, 2003. С. 668.                                                                   
  6. Екатерина II. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. СПб., 1901.                                                             
  7. Захаров  В. Ю.  «Российский и зарубежный конституционализм конца XVIII – 1-й четверти XIX вв. Опыт сравнительно-исторического анализа. Часть 1.         
  8. Крюкова Ю. С. // Общество и масонство в России в 30-90-е годы XVIII века: Автореферат дис.  канд. истор. наук. Ярославль, 2004 г. С. 38.                                    
  9. Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб., 2000. С. 672.             
  10. Мезиер А. В. В поисках правды и смысла жизни. (Очерк из истории русского масонства). СПб., Изд-во О.Н. Поповой, 1906.    С.142. 

Всего 20 источников литературы  

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское