Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования Дееспособности несовершеннолетних
1.1 Общая характеристика дееспособности несовершеннолетних граждан
1.2 Полная дееспособность несовершеннолетних граждан: условия, порядок наступления
Глава 2. Опыт защиты прав несовершеннолетних граждан в контексте дееспособности
2.1 Несовершеннолетний-субъект защиты своих прав
2.2 Анализ судебной практики
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время в российском гражданском праве проблемы дееспособности несовершеннолетних граждан и связанные с ней общественные отношения является недостаточно исследованными. Следует отметить и недостаточное правовое регулирование дееспособности несовершеннолетних граждан. Следует отметить, что в России основным источником прав несовершеннолетних является Конституция РФ от 1993 года. Так, в статье 6 Конституции Российской Федерации отмечено, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет основные постулаты о дееспособности несовершеннолетних граждан, которые дополняются другими федеральными законами и иными правовыми актами, которые зачастую противоречат другим федеральным законам, что негативно сказывается на правоприменительной практике. К тому же, в современном мире с каждым годом объем дееспособности несовершеннолетних увеличивается.
В данной работе приводится анализ актуальных проблем дееспособности, в т.ч. признания несовершеннолетних эмансипированными, с учётом последних изменений законодательства.
Целью настоящего исследования является анализ понятия, правовой сущности дееспособности несовершеннолетних граждан и связанных с данным правовым явлением общественных отношений. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
-определить общую характеристику дееспособности несовершеннолетних граждан;
-изучить условия и порядок осуществления полной дееспособности несовершеннолетних;
-определить несовершеннолетнего как субъекта защиты своих прав;
-проанализировать судебную практику применения норм дееспособности несовершеннолетних;
-сделать заключительные выводы по итогам исследования и внести предложения.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие дееспособность несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства в обозначенной области, а также практика их применения.
Использовались следующие методы при изучении темы: метод анализа, например, применительно к судебной практике; анализ различных документов, источников: научной, учебной, справочной литературы, документов, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати; контент-анализ; метод синтеза использовался для целостного рассмотрения результатов анализа; сравнительный метод.
Нормативную основу исследования составили: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ), Трудовой кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — СК РФ) и другие нормативно-правовые акты. Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики.
Многие спорные теоретические, правовые и практические вопросы дееспособности несовершеннолетних не нашли своего должного разрешения. Названный аргумент позволяет сделать вывод о теоретической, правовой и практической значимости курсовой работы. Результаты исследования могут быть использованы на уроках обществознания и права в изучении различных тем, например: эмансипация несовершеннолетних. Исследование проблем дееспособности несовершеннолетних с точки зрения отраслевого принципа составляет научную новизну данной курсовой работы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования дееспособности несовершеннолетних
1.1 Общая характеристика дееспособности несовершеннолетних граждан
Ранее в юридической литературе, несовершеннолетние, не обладая дееспособностью по факту, не рассматривались как субъекты конкретных правоотношений. Современные представления теории права требуют пересмотра отношения к статусу ребенка как субъекта, а не объекта правоотношений.
Все граждане нашей страны имеют равные права и обязанности независимо от возраста, пола, вероисповедания и личных качеств. Однако некоторые категории в своих правах могут быть несколько ограничены. Одна из таких категорий — несовершеннолетние граждане.
Словосочетание «дееспособность несовершеннолетних граждан» нельзя рассматривать в отрыве от термина «права ребенка», который получил широкое употребление сравнительно недавно, всего полвека назад. Это произошло, когда стали популярны призывы к гуманизации законодательства в обозначенной области.
Определимся с терминами: «ребенок», «несовершеннолетний», «дети». Понятие «ребенок» неоднозначно в современной юридической литературе. Например, с позиции автора Летовой Н.В. в зависимости от сферы регулируемых отношений с участием детей предлагает использовать различные термины, в частности, в сфере семейных отношений – термин «ребенок» - в смысле юридической связи его с родителями (факт родства); в сфере гражданских отношений – термин «несовершеннолетний» - с учетом их деления на определенные группы по возрасту. Общим для обеих категорий, независимо от возраста и родства, является термин «дети»[3]. Автор курсовой работы придерживается данной точки зрения.
Также некоторые авторы различают общий и специальный правовой статус ребенка, количество несовершеннолетних категорий весьма значительно: дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы, безнадзорные, беспризорные и т.д.[4]. Специальный правовой статус ребенка регулируется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами, к примеру, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[5], Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»[6] и пр. Перейдем к рассмотрению терминов: «правоспособность» и «дееспособность».
Способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью[7].
В юридической науке выделяют гражданскую дееспособность, под которой понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их[8]. Дееспособность в гражданском праве включает способности к совершению правомерных действий (способность совершать сделки (сделкоспособность) и иные правомерные действия) и способности к несению гражданско-правовой ответственности (договорную и внедоговорную)[9]. В общем смысле под дееспособностью гражданина понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Это значит, что полностью дееспособный гражданин должен осознавать характер совершаемых действий, т. е. их физические, нравственные, психологические, социальные и иные последствия. Однако такая зрелость в силу возраста наступает не сразу. Человеческая личность формируется постепенно, при этом по мере взросления приобретает возможность осуществлять гражданские права и принимать на себя обязанности. В гражданском законодательстве по общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ возникновение дееспособности гражданина в полном объеме обусловлено достижением им совершеннолетия, т. е. возраста 18 лет[10]. Гражданское законодательство различает – по объему дееспособности- детей до шести лет, от 6 до 14 лет и от 14 до 18 лет.