Введение
1 Теоретические основы делового сотрудничества предприятия с другими хозяйствующими субъектами
1.1 Понятие и роль делового сотрудничества
1.2 Методы и приемы делового сотрудничества
1.3 Стратегии делового сотрудничества
2 Анализ делового сотрудничества предприятия «Х» с другими хозяйствующими субъектами
2.1 Краткая характеристика, основные показатели деятельности предприятия
2.2 Основные деловые партнеры предприятия
2.3 Проблемы делового сотрудничества предприятия
3 Рекомендации по разработке стратегии делового сотрудничества ТК «Магистраль» с другими хозяйствующими субъектами
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. В условиях динамичных трансформаций во всех отраслях и сферах российской экономики принципиально важное значение приобретают способность предвидения внезапно возникающих изменений, подготовка к ним, которые наряду с их инициированием являются важнейшими составляющими искусства современного менеджмента. При этом очевидно, что для того, чтобы успешно справляться со всем многообразием внезапно возникающих, непредсказуемых перемен, организации в наши дни должны очень быстро и гибко реагировать, то есть уметь приспосабливаться к колебаниям рынка и мгновенно использовать любую неожиданную благоприятную возможность. Однако поскольку ни одна организация изначально не может обладать всеми знаниями и умениями, которые могут ей потребоваться, чтобы реагировать на перемены, ключевой компетенцией каждой должна быть способность к взаимовыгодному, «беспроигрышному» сотрудничеству. Именно сотрудничество является тем инструментом, который может позволить снижать затраты, повышать качество, уменьшать риск и ускорять поступление новых товаров и услуг на рынок. Однако существует множество различных форм сотрудничества, все из которых могут быть актуальными и эффективными в определенных условиях. В данном контексте методологически важным является идентификация конкретных характеристик и специфических особенностей возможных форм делового сотрудничества с целью разработки инструментарно-методического базиса, позволяющего хозяйствующим субъектам определить, какие формы делового партнерства отвечают их потребностям и интересам и как наладить именно тот тип взаимодействия, который даст наиболее эффективный результат.
Объект исследования: Транспортная компания «Магистраль» г.Оренбург.
Предмет исследования: стратегия делового сотрудничества.
Целью исследования является исследование теоретических стратегии делового сотрудничества предприятий и разработка практических рекомендаций стратегии делового сотрудничества ТК «Магистраль» с другими хозяйствующими субъектами.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, были разработаны следующие задачи:
- исследовать теоретические основы делового сотрудничества предприятия с другими хозяйствующими субъектами;
- провести анализ делового сотрудничества ТК «Магистраль» с другими хозяйствующими субъектами и выявить проблемы;
- разработать рекомендации стратегии делового сотрудничества ТК «Магистраль» с другими хозяйствующими субъектами.
1Теоретические основы делового сотрудничества предприятия с другими хозяйствующими субъектами
1.1 Понятие и роль делового сотрудничества
Сотрудничество - это совместная деятельность людей или юридических лиц, в результате которой каждый из них приобретает какую-либо выгоду (или рассчитывает получить). Как правило, наиболее ярко оно проявляется в деловой сфере.
Сотрудничество в деловой сфере - это итог определенных договоренностей между партнерами [1, c.21].
Иногда деловое сотрудничество - это объединение компаний в коалицию для того, чтобы решить какую-нибудь общую проблему [2, c.88]. Например, вытеснить другую фирму с рынка, а оставшийся сегмент разделить пополам, а не довольствоваться его третью.
Деловое сотрудничество очень часто является процессом, при котором один субъект рынка дополняет другой, помогает ему в чем-то. В частности, это могут быть партнерские отношения между СМИ и крупной промышленной корпорацией. В этом случае бизнес-сотрудничество позволяет первому партнеру использовать мощные ресурсы для подготовки интересных материалов для своих читателей или зрителей, а значит, увеличивать тираж, популярность и доходы. Для второго - это возможность улучшения и поддержания положительного имиджа, влияния на общественное мнение. Либо это могут быть тесные взаимовыгодные отношения между крупной компанией и банком.
Такую же связь можно наблюдать, когда сотрудничество - это предмет договоренности крупных торговых компаний или брендов потребительских товаров с розничными торговыми точками. Для одних это расширение рынка сбыта и глобальное укрепление позиций, для других - экономия на продвижении товаров. Партнерские отношения могут иметь формализованный и неофициальный характер. Какие-то основы взаимоотношений могут быть зафиксированы в документах, имеющих юридическую силу, а другие - только в форме личных договоренностей двух руководителей. Как правило, если планируется акция по вытеснению конкурентов, захвату доли рынка, то подобное сотрудничество не афишируется. И даже больше - его скрывают, чтобы не иметь неприятностей с антимонопольными ведомствами. Публичности требует сотрудничество, базирующееся на взаимном получении выгод, которые не всегда могут быть материальными. Чтобы достигнуть договоренностей, несущих выгоду людям или юридическим лицам, участвующим в них, необходимо провести большую предварительную работу. Она может включать в себя деловую переписку, когда один будущий партнер направляет предложение о сотрудничестве другому, официальные и неофициальные переговоры, договоры о намерениях, совместные акции. Кроме того, партнерские отношения должны поддерживаться и развиваться.
1.2 Методы и приемы делового сотрудничества
Основными методами и приёмами делового сотрудничества являются следующие.
1 Производственная кооперация. Под производственной кооперацией понимается такая форма сотрудничества, когда каждый из партнеров выполняет свою долю работ в рамках единого производственного процесса; доход же, получаемый по окончании данного производственного цикла и реализации произведенного товара, делится между партнерами в точном соответствии с долей каждого партнера в общем объеме работ. Зачастую сложно точно определить вклад каждой стороны в общий объем работ [4, c.54]. Величины эти договорные, хотя и предполагается, что в их основе лежат объективные факторы. Минимально допустимый размер доли каждого из партнеров определяется на основе предпринимательских расчетов.
2 Лизинг — это особый вид аренды, арендных отношений, как правило, когда объектом аренды выступает оборудование. Его использование имеет существенные преимущества. При организации производства, его перестройке нет необходимости в значительных инвестициях, если оборудование получают на условиях лизинга [3, c.62]. Более того, обычно используется товарная форма арендных платежей. Это лизинг классический. Существует и современная форма лизинга, когда арендные платежи вносятся в денежной форме, получившая название финансовый лизинг.
Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, когда собственник оборудования продает его лизинговой компании, с которой заключает согласие о лизинге этого оборудования. Эта форма смыкается с ипотечным займом. При этом продавец собственности, ставший ее арендатором, получает в свое распоряжение от покупателя взаимную согласованную сумму от сделки купли-продажи, а покупатель выступает в качестве арендодателя.
Лизинг с частичной выплатой — форма договорных отношений, при которых лизингодатель возвращает себе только часть стоимости и получает определенную прибыль за оказанные услуги.
Лизинг с полной выплатой — долговременная форма взаимоотношений партнеров, в результате чего лизингополучатель постепенно выплачивает полную стоимость оборудования, переданного по лизингу, и определенную сумму сверх нее — прибыль лизингодателя.
Лизинг, включающий дополнительные обязательства, — форма договора, при котором лизингодатель берет на себя какие-либо дополнительные обязательства (техническое обслуживание, ремонт и т.д.).
Чистый лизинг — форма взаимоотношений партнеров, при которой лизингодатель только передает оборудование, а все проблемы по его эксплуатации ложатся на лизингополучателя.
3 Франчайзинг — распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Ее содержание сводится к следующему: головная, чаше всего крупная компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание торговых услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке [3, c.65]. Активно используют данную форму такая известная фирма, как «Макдональдс», в России — «Дока-пицца».
4 Проектное финансирование. Оно может быть отнесено в предпринимательстве и к сфере финансово-кредитных отношений, но поскольку в ее основе находится производство, его организация, мы рассматриваем ее в этом разделе.