Введение
Глава 1. Теоретические основы, виды и роль средневековой геральдики
1.1. Понятие и характеристики герба
1.2. Понятие геральдики, и ее развитие в средневековье
Глава 2. Сущность и роль логотипа в современном мире
2.1. Понятие и виды логотипа
2.2. Основные принципы и методы разработки коммерчески успешного логотипа
Глава 3. Сравнительный анализ средневековых гербов и современных логотипов
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. История фирменного стиля берет свое начало с глубокой древности. Именно в это время появились первые системы маркировки права собственности на товары (по сути, прототипы современных логотипов) — бренды. Археологи находят знаки на древних амфорах и художественных изделиях, датируемых VII-VI веками до нашей эры. Брендинг уже становится постоянной практикой в то время. Клеймо можно увидеть на Красной глиняной посуде Юго-Западного Крыма (I-III века н. э.), хранящейся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
На древних амфорах, найденных в Херсониссосе (территория современного Крыма), имеются штампы в виде оттисков. На большинстве амфор оттиски делались нажатием на знак, но встречаются и выпуклые рельефы, выполненные в форме. Многие иероглифы имеют надписи, некоторые из которых были расшифрованы как имена владельцев мастерских. Этот факт наглядно показывает, что даже в те далекие времена "производители" ощущали явную потребность в идентификации своей продукции. Дальнейшее развитие формальных особенностей фирменного стиля происходило в Средние века.
Цель данной работы – исследовать средневековую геральдику и современный логотип.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и характеристики герба.
- Исследовать понятие геральдики, и ее развитие в средневековье.
- Проанализировать понятие и виды логотипа.
- Рассмотреть основные принципы и методы разработки коммерчески успешного логотипа.
- Провести сравнительный анализ средневековых гербов и современных логотипов.
Объект исследования - средневековая геральдика и современный логотип.
Предмет исследования - сходства и различия средневековых гербов и современных логотипов.
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи, интернет-публикации таких авторов как Ахметова А.Р., Баймурзаева Н.З., Чекменева Е.В., Бирюкова Ю.С., Захарова Я.М., Шутова Ю.А., Шутова А.А., Зиновьева Е.Г., Клинова А.В., Колышкина Т.Б., Маркова Е.В., Латыпов И.А., Лемешова Т.В., Паллотта В.И., Сичкарь Т.В., Серебрякова В., Турищева А.А., Данелян И.А., Никонов О.А., Соломенцева С.Б. и др.
Авторы Средневековья полагали, что гербы представляют собой визуализацию родового имени. Авторы Нового времени считали гербы знаками героических деяний, совершённых предками благородных родов в прошлом. Так сложилось восприятия геральдики, просуществовавшее до конца XX в. Сегодня мы считаем геральдику европейской по происхождению системой составленных по общим правилам визуальных признаков для распознавания индивидов и сообществ всех уровней, характеризующуюся исторической изменчивостью. Тоже самое (в плане распознавания) можно сказать и о современных логотипах.
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: абстрактно-логический, системный, методы сравнительного, структурного анализа и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы, виды и роль средневековой геральдики
1.1. Понятие и характеристики герба
Герб — это частный случай эмблемы, то есть визуального воплощения символа, однако не всякая эмблема является гербом. Звезда с различным количеством концов, крест во всех его вариациях и тому подобное — эмблемы сами по себе гербами, разумеется, не являются. Чтобы быть гербом, эмблематическое изображение должно отвечать целому ряду условий. Прежде всего, оно должно быть создано в соответствии с определенными писаными или неписаными правилами и традициями. [1]
Геральдика — это определенная эмблематическая система, в которой сложился свой эмблематический язык, сформировались возникшие на практике особенности изображения и расположения отдельных элементов, выработалась структура герба и принципы его описания.[2] Иными словами, это не хаотический набор образов, а четко определенная система, имеющая свою структуру, внутреннюю логику и характерные черты. Например, основным визуальным опознавательным элементом герба является щит, и если в щит вставить какой-то символ, то уже вы придадите ему какую-то геральдику. Символический язык геральдики условен[3]. Эта задача заключается не столько в изображении чего-то реального (например, железнодорожного локомотива), сколько в отражении этого факта, с использованием определенных условных эмблем (например, стилизованных под серебряного коня с красными глазами и развевающимися гривами, как один из гербов литовского города).
Геральдика появилась как функция идентификации. Герб означает его носителя, идентифицирует его, является его визуальным знаком и, следовательно, индивидуален. В качестве носителей (владельцев герба) могут выступать конкретное лицо (личный герб), семья (общий герб), корпорация (корпоративный герб), город (город), административно-территориальная единица (территориальная единица) и, наконец, государство (государство). Конечно, на первом месте стояли личные эмблемы, которые потом стали родовыми (хотя может быть и личный герб как таковой).