Отчёт по практике|Дошкольная педагогика и психология

Развитие математических способностей у дошкольников

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2009 | Страниц: 45

ВВЕДЕНИЕ

1 Методика и организация обучения дошкольников различению геометрических фигур

2 Анализ и оценка результатов экспериментальной работы

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Приложения

Целью практики является разработка системы игр и игровых приемов для формирования у детей дошкольного возраста математических представлений, в частности, различения геометрических фигур.

Гипотеза исследования: развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием игровой деятельности будет наиболее эффективно, при следующих условиях:

  • при наличии системы использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
  • если будет обеспечена максимальная познавательная активность детей;
  • при обеспечении комплексного решения поставленных задач с учетом особенностей развития психических и познавательных процессов;
  • при планировании в течение года игр в пределах задач математического развития с учетом принципов индивидуализации и дифференциации.

Эмпирическими методами явились: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы развития детей, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

 

1 МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

В зависимости от содержания материала игры на формирование математических способностей подразделяются на:

  1. Игры на выделение признаков объекта (предмета):
  • цвет, его оттенки;
  • величина: большой - маленький; длинный - короткий, тяжелый – легкий, низкий – высокий:
  • форма: одинаковая – разная.
  1. Игры на выделение количественных характеристик множеств объектов или величин:
  • один – много (визуальное распознавание);
  • столько же (взаимнооднозначное соответствие)
  • больше – меньше (лишне – не хватает);
  • уравнивание количеств (добавить – убрать).
  1. Игры на развитие восприятия пространственного расположения предметов и их частей:
  • расположение на линии (за, перед, следом, между);
  • расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);
  • расположение в пространстве (над, под, перед и т.д.);
  • расположение на плоскости (выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).
  1. Игры на формирование приемов умственных действий:
  • сериации;
  • классификации;
  • сравнения;
  • обобщения;
  • анализа;
  • синтеза.
  1. Игры на развитие психических процессов:
  • мышления;
  • памяти;
  • внимания;
  • восприятия;
  • воображения.

Нас в нашей работе более всего интересуют игры на различение геометрических фигур, т.е. игры на выделение формы объекта (предмета). Поэтому, не останавливаясь на остальных описанных типах, приведем характеристику этого типа игр.

Целью данного типа игр является формирование на предметной основе представлений об определенных геометрических фигурах (круге, квадрате, шаре, треугольнике, овале и т.д.) и умение распознавать их в предметах окружающей обстановки.  Прежде всего необходимо обратить внимание ребенка на такой признак предмета, как форма. Для этого используются демонстративные и раздаточные материалы в виде соответствующих геометрических фигур (мячи, круги, кубики, и т.п., карточки, картинки с их изображениями, с изображениями других фигур и пр.). Наш опыт позволил высоко оценить использование в качестве материалов к таким занятиям также блоки Дьенеша и кубики LEGO. Знакомство с фигурой можно начать, например, в форме сказки, стихотворения, где есть упоминание о ней (напр., шар – «Колобок») с использованием игровых приемов или игры («Геометрическое лото», «Угадай предмет», «Знакомство с квадратом» и т.д.), вслед за чем следуют игры и игровые упражнения на нахождение фигуры в окружающей обстановке, выделение ее из других фигур и пр.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество – М., 2004
  2. Баженова Е. А., Бодренко О. Л., Крашенинникова С. Е., Орлова О. Н., Северина Н. А., Фиксель О. В., Хохлова М. Ю. Секреты успешного развития в раннем возрасте // Под ред. Реморенко Е. В. – Красноярск, Центр молодой семьи г. Красноярска, 2005
  3. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет – М., Владос, 2005
  4. Березина Р. Л., Михайлова З. А. и др. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников // Под ред. А. А. Столяра – М., 2008
  5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М., Просвещение, 2001
  6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 2001
  7. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре - М., Просвещение, 2003
  8. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии
  9. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 2009
  10. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М., 2008
  11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – М., Просвещение, 2001
  12. Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание – М., 2004
  13. Готовность детей к школе // Под редакцией В.В Слободчикова - Томск, 2004
  14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М., 2006
  15. Дадожанова А. М. Эмоциональное развитие дошкольников // Фестиваль открытый урок 2004-2005 – М., 2004, с. 14-16
  16. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии, № 16, 2008
  17. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников – М., 2002
  18. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике - М., 2009
  19. Занков Л. В. Обучение и развитие – М., 1975
  20. Зик К. Ребенок и его мир - М., Просвещение, 2005
  21. Игры – обучение, тренинг, досуг // Под ред. В. В. Петрусинского – М., Новая школа, 2004
  22. Истомина З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии - Ч. II - М., 2001
  23. Кандибур Г. Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4-12 лет – Днепропетровск, 2007
  24. Кассабуцкий Н. И., Столяр А. А., Скобелев Г. Н. Чебортаревская Т. М. Давайте поиграем – М., 2001
  25. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - № 2
  26. Колягин Ю. М. Учись решать задачи – М., 1979
  27. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика - М., Просвещение, 2008
  28. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М., 2005
  29. Михайлова З. А. Математика от 3 до 6 – СПб., 2006
  30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М., Академия, 2009
  31. Немов Р. С. Психология – в 3-х т. Т.2. Психология образования – 2-е изд., М., Просвещение, Владос, 2005
  32. Никитин Б. П. Развивающие игры - М., Педагогика, 2001
  33. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры - М., Просвещение, 2001
  34. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М., Akademia, 2006
  35. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н., Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников – Томск, 2005
  36. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации – М., Баласс, 2004
  37. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М., Просвещение, 2006
  38. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении – М., Просвещение, 2002
  39. Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М., 2002
  40. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии.- Ч. II- М., 2001
  41. Попко Е. А. Развитие умственных способностей дошкольников методами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения) // Фестиваль открытый урок 2006-2007 – М., 2006, с. 13-18
  42. Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала» – СПб., 2007
  43. Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника – Киев, 2005
  44. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника // Под. ред. Н. Н. Поддьякова и А. Ф. Говорковой – М., 2005
  45. Сербина Е. В. Математика для малышей – М., 2002
  46. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М., 2003
  47. Шашина В. П. Методика игрового общения – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
  48. Эльконин Д. Б. Психология игры – М.: Владос, 2009
  49. Эльконин Д. Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание, № 3, 1966, с. 15-28
  50. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики - М., 2002

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2015 год 21 стр.
Отчет по психологической практике в детском саду
diplomstud
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 32 стр.
Отчет по учебной практике в детском саду ТГПУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 42 стр.
Отчет по производственной практике на базе МБДОУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2014 год 40 стр.
Отчет по тифлопрактике НГПУ
Telesammit
Отчёт по практике Дошкольная педагогика и психология
2017 год 39 стр.
Отчет об итогах производственной практики воспитателем в детском саду ТГПУ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское