Введение
Глава 1 Значение ,структура и роль местных налогов в экономике страны
1.1 Значение местных налогов и сборов в субъектах РФ
1.2 Зарубежная практика формирования местных бюджетов за счёт налоговых доходов
Глава 2 Практические аспекты расчета налоговой базы по местным налогам и сборам
2.1 Порядок налогообложения налога на имущество физических лиц
2.2 Порядок налогообложения земельных участков
2.3 Порядок начисления торгового сбора
Глава 3 Направления совершенствования местного налогообложения
3.1 Совершенствование имущественного налогообложения для физических лиц
3.2 Направления увеличения доходности местных бюджетов налоговыми инструментами
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.
В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективности во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. Существующая система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.
Особое место в налоговой политике нужно уделить развитию муниципальной налоговой системы как основного финансового источника формирования местного самоуправления.
Фискальная роль налогов является изначальной, определяющей, и должна обеспечивать в достаточном объеме аккумулирование финансовых средств для исполнения государственными органами местного самоуправления возлагаемых на них функций. В соответствии с федеративным устройством России и налоговым федерализмом, взимаемые государством налоги в полном объеме или в долевом соотношении зачисляются в бюджет того или иного уровня. Не является исключением налог на имущество физических лиц, а в силу предстоящих изменений механизма исчисления данного налога в связи с переходом с 2020 г. на всей территории РФ на определение налоговой базы по кадастровой стоимости вопросы его фискальной роли приобретают особую актуальность.
Цель данной работы – исследовать местные налоги и сборы ,их роль в налоговой системе России
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Проанализировать значение ,структура и роль местных налогов в экономике страны.
- Исследовать практические аспекты расчета налоговой базы по местным налогам и сборам.
- Раскрыть направления совершенствования местного налогообложения.
Объект исследования - местные налоги и сборы.
Предмет исследования - роль местных налогов в налоговой системе России.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, труды ведущих ученых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, посвященные исследуемым проблемам.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Значение ,структура и роль местных налогов в экономике страны
1.1 Значение местных налогов и сборов в субъектах РФ
Экономическая сущность муниципального бюджета заключается в том, чтобы сформировать необходимый объем денежных фондов, которые становятся материальной основой деятельности муниципальных органов власти. Анализ поступлений местных налогов и сборов в бюджетную систему позволит выявить минусы и плюсы современного налогообложения на местном уровне. В настоящий момент налог на имущество физических лиц не оказывает значительное влияние на формирование доходной части местных бюджетов. Если рассматривать статистику за 1 полугодие 2020 года, то можно заметить, что поступления от налога на имущество физических лиц составили всего лишь 0,4% от общего объема поступлений в консолидированный бюджет России (см. рисунок 1).
Рисунок 1. - Структура поступлений от налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет [31]
По нашему мнению, анализ поступлений говорит нам о том, что механизм исчисления и взимания данного налога недостаточно совершенен, в налоговой системе Российской Федерации существует недооценка фискального потенциала от местных налогов. Стоит отметить, органы власти предусматривают также налоговые льготы, чтобы увеличить социальную значимость налогообложения. Один из таких льгот местного налогообложения являются налоговые вычеты, которые уменьшают сумму налога к уплате, и являются одной из мер поддержания социальной защиты граждан.
В России в последние годы наблюдаются изменения в области земельного налога, к ключевым изменениям следует отнести:
Налог будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости.
Упростилось предоставление налоговых льгот, налогоплательщикам не приходится подавать документы, чтобы подтвердить льготную категорию, а запрос происходит специалистом налоговой службы (упростилась процедура запроса). Новшество введено с 2018 года.
С 2019 года от земельного налога освободились организации, которые были признаны фондами согласно законодательству об инновационных научно- технологических центрах.
Земельный налог также остается одним из главных источников пополнения бюджета (см. Таблица 1).
Таблица 1. - Динамика поступлений земельного налога в бюджет России за 2014-2018 годы [32]
Год
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Земельный налог, млрд. руб.
|
175,3
|
185,1
|
176,4
|
165,3
|
173,3
|
Вопреки хорошим показателям, местные муниципалитеты ограничены в вопросах контроля и принятия решений по наведению порядка в своих муниципальных образованиях.
Несмотря на малоэффективную собираемость местных налогов, существует еще проблема намеренного уклонения от уплаты налогов, как в крупном, так и в особо крупном размерах. Обычно способами уклонения уплаты налогов являются умышленные действия включения в налоговую декларацию и другие финансовые документы заведомо ложные сведения, которые также выражены в не предоставлении налоговой декларации [6].
Уклонения от уплаты налогов ведет к множеству негативных последствий, бюджет недополучит принадлежащие ему средства, приходится ограничить или сократить реализацию муниципальных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы.