Введение
Глава 1 Социальное и экономическое значение налогообложения имущества физических лиц в России и за рубежом
1.1 Анализ отечественной и зарубежной практики имущественного налогообложения граждан
1.2. Роль налогов на имущество физических лиц в формировании местных бюджетов
Глава 2 Теоретическое обоснование и практические проблемы имущественного налогообложения
2.1 Порядок исчисления и проблемы взимания транспортного налога
2.2 Порядок исчисления и проблемы взимания налога на имущество
Глава 3. Перспективы развития налогообложения имущества физических лиц в России
3.1 Инновации в сфере налогообложения имущества физических лиц в России
3.2. Пути развития налогообложения имущества физических лиц в России
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Приобретая имущество в собственность, получая его в наследство или в виде подарка, физическое лицо сразу же становится плательщиком налога на имущество . Граждане платят налог на имущество со своего полученного дохода, т. к . этот налог является прямым и фискальным . Налог на имущество физических лиц - местный налог и уплачивается по месту нахождения недвижимого имущества.
Согласно ст. 15 НК РФ, налог считается местным, и муниципальные образования могут устанавливать дополнительные налоговые льготы, не предусмотренные ст. 407 НК РФ, порядок и основания применения этих льгот, ставки в пределах ст . 406 НК РФ, а также особенности определения налоговой базы
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие в своей собственности объекты налогообложения, например квартиру, комнату, жилой дом, единый недвижимый комплекс, гараж, машиноместо, объект незавершённого строительства и иные здание, строение, сооружение, помещение . С 1 января 2020 г. налог на имущество начисляется налоговыми органами только с кадастровой оценочной стоимости. С этого периода налоговыми органами не производится расчёт по инвентаризационной стоимости имущества и не применяются корректирующие коэффициенты.
Цель данной работы – исследовать действующую систему, проблемы и перспективы развития налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Провести анализ отечественной и зарубежной практики имущественного налогообложения граждан.
- Исследовать роль налогов на имущество физических лиц в формировании местных бюджетов.
- Рассмотреть порядок исчисления и проблемы взимания транспортного налога.
- Исследовать порядок исчисления и проблемы взимания налога на имущество.
- Проанализировать инновации в сфере налогообложения имущества физических лиц в России.
Объект исследования -налогообложение имущества физических лиц в России и за рубежом.
Предмет исследования - проблемы и перспективы имущественного налогообложения.
Источниковая база исследования. При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме. В частности большую помощь оказали научные монографии, учебные пособия, статьи, интернет-публикации и др.
Работа состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Социальное и экономическое значение налогообложения имущества физических лиц в России и за рубежом
1.1 Анализ отечественной и зарубежной практики имущественного налогообложения граждан
Как правило, налог на недвижимость и другие имущественные налоги тесно связаны с местным самоуправлением. Налоги на землю и имущество выступают в роли наиболее подходящего ресурса для пополнения доходов местного бюджета. Причина заключается в том, что недвижимость нельзя переместить вследствие введения на нее налогов или корректировки налоговых ставок[11]. Однако корректировки имущественного налога способны капитализироваться в стоимости недвижимости. В рамках одного государства местное налогообложение выстраивается таким образом, что региональные различия сводятся к минимуму, так как налогоплательщики переезжают из регионов, где налоги высокие, в районы с более лояльной налоговой нагрузкой. Если сравнивать с остальными объектами налогообложения (прибыль, доход, хозяйственная деятельность), то имущество скрыть от налогообложения значительно сложнее. Оно представляет собой и показатель платежеспособности, и возможный источник дохода; благодаря его обложению налогами появляется стимул для его более эффективного применения. Имущественные налоги используются во всех странах мира, оказывая существенное влияние на их экономику, как в финансовой, так и в нефискальной области. Это приобретает особенно сильное значение на фоне последних событий, когда экономически развитые государства принимают множество беженцев с ближневосточных и североафриканских территорий, одновременно подвергаясь следствиям мирового финансового кризиса.
Следует отметить, что не всегда отдача от такого вида налогов оправдывает меры по их сбору. В местных органах власти развитых государств доходы от налогов на имущество - значимый ресурс финансирования. Важная задача для нашей страны заключается в том, чтобы перенять действующие механизмы налогообложения, которые применяются в развитых странах, и использовать их в реформировании нашей системы имущественного налогообложения [21].
Налоги, которыми облагается недвижимость, взаимосвязаны с оказываемыми населению страны услугами. В США налог на недвижимость представляет собой налог выгоды, то есть имущественные налоги конкретной местности помогают повысить выгоды, получаемые от служб. Это действительно так, местные имущественные налоги дают возможность подкрепить местное финансовое положение. Принятию высокоэффективных государственных решений будут помогать региональные службы, поскольку налогоплательщики будут оказывать им поддержку все время, пока выгоды от служб перекрывают обеспечивающие их налоги на имущество. Плательщики получают от такого положения два типа преимуществ:
1) улучшенный доступ к дорожным развязкам, коммуникациям, качественные школы и получаемая от этих услуг польза. Налоги применяются в финансировании перечисленных услуг.
2) полученные выгоды капитализируются в стоимости недвижимости. Население готово отдавать больше денег за улучшенное качество услуг и пониженные налоги. В противном случае они переместят свое состояние в те районы, где соотношение этих показателей более выгодное.
Это невозможно без применения нескольких допущений, в числе которых: • трансформация местных имущественных налогов в услуги финансового характера, приносящие выгоды местному населению и увеличивающие потенциальную стоимость местной недвижимости;
- решение на местном уровне вопросов налогообложения имущества - установка налоговых ставок, распределение получаемых доходов;
- свободное перемещение в другой районы тех избирателей, которые готовы отдать деньги за подходящие им процентные уровни имущественных налогов и услуги органов власти;
- рациональное и мотивированное голосование налогоплательщиков, основанное на желаемом уровне стоимости местной недвижимости;
- соответствие действий местных органов власти ожиданиям избирателей [28].
С точки зрения налоговой политики многих развитых государств в полной мере видна сила перечисленных факторов. Линия обоснования налогов на имущество заканчивает действие в момент обоснования увеличения налоговых ставок на нежилые объекты недвижимости - этот факт заметен во многих государствах с развитой экономикой. Сторонники такого подхода убеждены, что налогообложение добавленной стоимости в этой ситуации выглядит более значимым способом компенсации «цены» услуг органов самоуправления, нежели имущественный налог. В налоге на имущество они рассматривают аналог налога на капитал исходя из степени обременения им жилья, как это происходит с налогом на жилищно-коммунальные услуги [13]. В США закономерным итогом применения налога на недвижимость стали искажения на рынке жилья. К примеру, имущественный налог в Штатах рассчитывается исходя из рыночной стоимости, как земельного участка, так и его улучшений. По этой причине владельцы земельных участков не хотят возводить на них постройки - в результате земля недостаточно используется. Показатели по вложенному капиталу на одну единицу площади в США меньше, нежели должны быть для полной экономической эффективности. Ведь если владелец произведет какие-либо улучшения в своем доме, то ему придется уплачивать более высокий налог. Налоговые консультанты в «открытую» советуют делать как можно меньше улучшений [4].
Все мнения, касающиеся налогов на имущества, можно подвергнуть классификации. Так, финансисты, для которых налоги на недвижимость аналогичны налогам на жилищно-коммунальные услуги, обычно считают, что налог на недвижимость можно отнести к разряду регрессивных - среди потребителей такого рода услуг много людей за чертой бедности.