Административное право является одним из инструментов управления социальными процессами в обществе. В связи с этим выбранная тема реферата является очень актуальной. Если взглянуть на общее количество статей КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность, то увидим, что в Кодексе в особенной части 17 глав, некоторые из которых включают до 69 статей. А ведь есть еще кодексы региональных объектов и ряд законов, предусматривающих административную ответственность.
В связи с этим крайне важно знать и понимать механизм производства по делам об административных правонарушениях и сами стадии производства.
Производство по делам об административных правонарушениях, является составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, которые выделяются своей специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Цель и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении стадий производства по делам об административных правонарушениях и, предварительно, общей характеристики этого производства.
Объект исследования – стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассматриваемыми стадиями производства по делам об административных правонарушениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
- Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административном правонарушении представляет собой относительно замкнутый цикл определенных законом конкретных действий, направленных на достижение конечного правового процессуального результата. При этом способы и формы этих действий должны строго и неукоснительно соответствовать процедурно-временным требованиям, обеспечивать логистическую и функциональную последовательность.
Производство по делам об административных правонарушениях направлено на всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование обстоятельств каждого дела, вынесение решения по делу при строгом соблюдении требований закона, обеспечение дальнейшего исполнения вынесенного решения. При этом необходимо выяснять сами мотивы и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Полнота и всесторонность расследования всех обстоятельств административного правонарушения подразумевает выяснение всех причин и фактором, влияющих на правильное рассмотрение дела. Это, например, вопрос о наличии самого факта административного правонарушения, о виновности привлекаемого к ответственности лица, наличие имущественного ущерба, вопрос о виновности, о наличии оснований, для применения смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, оснований для прекращения дела и другие.
Объективность подразумевает обязанность лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все обстоятельства по материалам объективно, не предвзято, без пристрастия. В этой целью КоАП РФ закреплен ряд гарантий для обеспечения истины по делу, таких как институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса.
Принцип законности (ст.24.1 КоАП РФ)[1] заключается в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Поэтому обеспечение исполнения принятого по административному делу решения, также является важной задачей самого производства.
Значительная роль в процессе производства по делам об административных правонарушениях отводится превентивно-предупредительным мерам, направленных на выявление причин и условий, повлекших совершение административных проступков. Соответствующие органы и должностные лица должны и обязаны не только установить эти мотивы и условия, но и путем предписания предлагать соответствующим организациям, их должностным лицам принять меры по устранению данных причин и условий.
Согласно КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях ведется на государственном языке Российской Федерации - русском. «Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» (п.1 ст.24.2 КоАП РФ).
Согласно ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями ст.24.4 КоАП РФ, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст.24.5 КоАП РФ.
Кодексом об административных правонарушения РФ предусмотрены существенные различия по вопросам издержек производства для физических и юридических лиц.
Так, издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица (за исключением сумм, выплаченных переводчику). Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотрен ном законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Если производство по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом в соответствии с КоАП РФ прекращено, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
- Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Стадия производства по делам об административных правонарушениях – это динамическая относительно замкнутая общность закрепленных нормативными актами способов, методов, форм, направленных на строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований, отражающих пространственно-временные аспекты процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения конкретных действий, направленных на достижение конечного материально обусловленного правового процессуального результата.
Характерными сторонами стадий производства являются:
- Часть производства как целого;
- Относительная самостоятельность стадии;
- Решение не только общих задач, но и вопросов, свойственных только данной стадии;
- Особый круг участников и специфичность их правового статуса;
- Особенность совершаемых действий и порождаемых ими юридических последствий;
- Наличие присущих каждой стадии других особенностей.
КоАП РФ определяет такие стадии производства по делам об административных правонарушениях:
2.1. Возбуждение дела об административном правонарушении.
Процесс производства по делам об административных правонарушениях начинается с уяснения обстоятельств дела.
Следует выяснить:
- само наличие административного правонарушения;
- лицо, совершившее правонарушение, за которые КоАП РФ законами регионального субъекта предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица;
- обстоятельства, предусматривающие смягчение или отягощение наказания;
- ущерб, причиненный правонарушением;
- обстоятельства, которые исключают производство по делу об административном правонарушении;
- другие обстоятельства, влияющие на правильное разрешение дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства административного правонарушения, подлежат доказыванию.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые факты, на основании которых судья, орган, должностное лицо, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные отражаются и устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Уполномоченное лицо, в пределах своих полномочий, имеет право применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.