Курсовая работа|Конституционное право

Особенности федеративного устройства РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ

1.1 Понятие и особенности федеративного устройства РФ

1.2 Конституционно-правовой статус РФ

Глава 2. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

2.1 Конституционно-правовой статус республик в составе РФ

2.2 Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения  

2.3 Конституционно-правовой статус автономных образований

Заключение

Библиографический список

Актуальность темы работы объясняется необходимостью комплексного исследования феномена такого государственного устройства как федерализм, поскольку страна, в которой мы проживаем имеет данный вид государственного устройства, вопрос о подобном исследовании не вызывает сомнений.

Российская Федерация является уникальным государством во всем мире. Причин на это много. Россия – самое большое, протяжённое государство на всей политической карте мира, подобных государств не было во всей политической истории. Российская Федерация ухищряется сочетать в своем гражданском подданстве огромное количество наций, при том одинаково учитывая и уважая права каждой из них, подчеркивая важность их культуры и обеспечивая им право на самоопределение. Российская Федерация сегодня – это самое молодое федеративное государство. Развитие государственного устройства иных стран выстраивалось на сегодняшний день гораздо дольше, чем сейчас развивается Россия, поэтому и проблем у нашего государства больше. Следует также принять во внимание и тот факт, что история нашего государства также уникальна, поскольку Россия претерпела огромное количество революций и кардинальных направлений в политике государства как внутренней, так и внешней, чего также не было у иных государств. Таким образом, вышеперечисленное еще раз указывает на актуальность выбранной темы бакалаврской работы и необходимость ее комплексного анализа.

Цель данной работы – дать понятие федеративному устройству государства, а также проанализировать данный вид государственного устройства на примере Российской Федерации.

Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:

  1. Дать общее понятие формы государственного устройства, а также раскрыть особенности федеративного устройства.
  2. Проанализировать Россию как уникальное федеративное государство и раскрыть ее особенности.
  3. Выявить вопросы, которые возникают при федеративном устройстве субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является, во-первых, само государство, а также тип его устройства – федеративный.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве при реализации федеративной формы государственного устройства.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут также служить основой для дальнейшей научно-теоретической разработки наиболее актуальных вопросов конституционно-правового регулирования.

Степень разработанности темы. Огромное количество трудов ученых в области, как конституционного права, так и общей теории государства и права было посвящено исследованию вопроса о государственном устройстве и федеративному виду государственного устройства в частности. Среди ученых, внесших вклад в развитие положений о федеративном устройстве государства и более детальном его функционировании можно отнести следующие фамилии: Авакьян С.А.; Венгеров А.В.; Енгибарян Р.В.; Захаров А.; Корельский В.М.; Малько А.; Марченко М.Н.; Романович Н.А.; Сахно А.В.; Умнова И.А.; Хропанюк В.Н.; Чиркин В.Е и многие другие.

Методы, использованные в работе: исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.

Методологическую базу составили действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.

Структурно работа выполнена из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников. Все параграфы и главы логически связаны между собой.

 

Глава 1. Конституционно-правовой статус и особенности федеративного устройства РФ

1.1 Понятие и особенности федеративного устройства РФ

По форме государственного устройства Россия - федерация договорно- конституционная, ассиметричная, созданная по национальному (республики) и территориальному (края и области) качеству. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою собственную конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют собственный устав и законодательство. Федеративное устройство РФ сформировано на ее государственной неделимости, единстве системы государственной власти, размежевании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равенстве и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными организациями государственной власти все субъекты РФ между собой равны. В статье 65 главы 3 «Федеративное устройство» Конституция РФ определила, что в составе РФ находятся 85 субъектов, учитывая недавнее присоединения Крыма и Севастополя2.

Конституция 1993 г. продолжила процесс улучшения федеративных взаимоотношений. Она фиксирует утверждение, которое дозволяет одолеть крайние подходы к государственному устройству, каковые культивируются некоторыми политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход из состава РФ, с одной стороны, и возвращение к унитарной структуре регионов - с другой.

Получаем, что только демократический федерализм способен привнести политическую устойчивость в межнациональные взаимоотношения. Идя по этому пути, новая Конституция зафиксировала равноправие всех субъектов Федерации, провела более отчетливое деление предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Основополагающие принципы устройства российского государства прописаны в статьях 4 и 5 главы 1 Конституции РФ, а самому федеративному устройству государства посвящена третья глава Конституции. 

Раскроем принципы федеративного устройства в российском государстве более подробно.

Принцип государственной целостности в федеральном государстве означает, что, не смотря на относительную самостоятельность субъектов, государство остаётся территориально единым, а суверенитет распространяется по всей его территории. Также федерация обладает единым экономическим и правовым пространством, единой денежной единицей на всей территории федерации, и единым государственным языком.

Принцип единства системы государственной власти означает единство природы власти. Власть на всей территории федерации обладает однотипностью организации, как на федеральном, так и на региональном уровнях, едиными целями и источниками, единой иерархией соподчинения государственной власти на всей территории государства.Принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих федеративное государство – Россию означает, что все субъекты федерации имеют равные права и свободы, а ущемление по национальной принадлежности или религиозному принципу не допускается. Так, в части 3 статьи 5 Конституции РФ сказано, что государство основано на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Термин «народ» в данном случае имеет несколько значений. Это представители конкретной этнической группы, населяющей различные субъекты Российской Федерации – татары, мордва, чуваши, различные диаспоры, так и одновременно все население, которое проживает в настоящее время на территории России без разделения на национальные или этнические принадлежности. Самоопределение народов не подразумевает возможность выхода их субъекта из состава Российской Федерации, поскольку это также противоречит Конституции РФ. Самоопределение в данном случае подразумевает право иметь собственные обычаи, праздники или национальные костюмы. С точки зрения права, самоопределение народа дает им возможность менять по своему усмотрению статус и название субъекта, в котором они проживают, объединяться с иными субъектами Российской Федерации по их взаимному волеизъявлению, или, наоборот, разъединяться . При этом все субъекты сохраняют свое равноправие юридического статуса.Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти в субъектах Федерации означает, что часть вопросов может решаться на местах и исходя из интересов субъекта. Как раз таки мера свободы в принятии решения на местах без вмешательства федеральной государственной власти и является самым выгодным признаком федеративного устройства в государстве для его субъектов. 

Самые базовые принципы разграничения властных полномочий между центром и субъектами в Российской Федерации утверждены в Конституции РФ и детально раскрыты в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где сказано, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом статья 1 выше указанного закона также повторяет вслед за  Конституцией          РФ    основополагающие       принципы   осуществлении деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним причислены:

  а)       государственная и       территориальная целостности Российской  Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее  территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти  субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами  местного самоуправления.

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //СПС КонсультантПлюс
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - ст. 1651.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. -№ 42. - ст. 5005.
  4. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Парламентская газета. -№ 11. - 28.03-04.04.2014.
  5. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010. -№ 24. - ст. 3015.

Специальная литература

  1. Абдулатипов Р. Г. Федералогия. – СПб.: Питер, 2019. – 320с.
  2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Норма, 2017. – 528с.
  3. Алехнович С. Федерализм. Концепт и практика российского проекта. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2017. – 328с.
  4. Бусыгина И. Федерализм и этническое разнообразие в России. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. – 216 с.
  5. Венгеров А.В. Теория государства и права – М.: Омега-Л, 2017. – 608с.
  6. Глушенко П. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2019. – 320с.
  7. Дмитриев М. Для кризиса такой интенсивности протесты на очень низком уровне // Деловая электронная газета «Бизнес Онлайн» https://www.business-gazeta.ru режим доступа свободный. – 2016.- №1.
  8. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. – М.: Феникс, 2016. – 544с.
  9. Жуков В.Н. Государство. Право. Власть. Философия и социология. – М.: Мир философии, 2021. – 592с.
  10. Захаров А. Федерализм в современной России и мире. – М.: Кно-Рус, 2019. – 266с.
  11. Ильченок М.С. Трансформация федеративной системы России: институциональный аспект // Демократия и федерализм. – 2017. - № 2. С. 217-234
  12. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право. – М,: Проспект, 2020. – 588с.
  13. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: Норма, 2019. – 616с.
  14. Лукьянова Е. Теория права и государства. – М.: Норма, 2017. С. 39
  15. Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и территориально-политическая организация в современной России // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. - №3(19). – С. 18-26.
  16. Малько А. Теория государства и права. – М.: КноРус, 2016. – 320с.
  17. Марченко М. Проблемы общей теории государства и права. – М,: Проспект, 2016. – 656с.
  18. Перевалов В. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2017. – 342с.
  19. Радько Т., Лазарев В. Теория государства и права. – М,: Проспект, 2017. – 576с.
  20. Сахно А.В. Понятие государства и его формы: к постановке проблемы // Наука и современность, 2015. - №40. – С. 84-90.
  21. Тимофеев И.Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции // Демократия и федерализм. – 2012. - № 2. С. 104-132
  22. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. — М.: Дело, 2011. – 356с.
  23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2016. – 352с.
  24. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. – М.: Инфра-М, 2011. – 348с.
  25. Шевцов В. Федерализм и Россия. – М.: Элит, 2014. – 550с.
  26. Эбзеев Б. Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. – М.: Проспект, 2014. – 366с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 20 стр.
Контрольная Проблемы федеративного устройства в РФ ВИ МВД России
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 27 стр.
Курсовая Конституционный статус Правительства РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 21 стр.
Курсовая Свойства и сущность Конституции РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 37 стр.
Курсовая Правительство РФ: порядок формирования и деятельность
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское