ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта
1.2 Структура нормативного правового акта
1.3 Виды нормативных правовых актов
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
2.1 Понятие источников (форм) права
2.2 Нормативно–правовой акт, как источник права, его отличия от других источников права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят сейчас перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно-правовой базы.
Закон и подзаконный нормативный правовой акт являются основными разновидностями одного важнейшего источника права – нормативного правового акта, который анализируется в данной работе.
Нормативный правовой акт влияет на все аспекты любого общества, так как регулирует различные социально - экономические, политические, семейные, трудовые и иные правоотношения. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц, к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы. На всех этапах развития государства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качество законов является определяющим фактором политического и демократического преобразования в нашей стране.
В Российской Федерации, как одном из демократических государств мира, большое значение имеют соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому актуальным является исследование нормативных правовых актов на современном этапе развития государства, что является главной темой нашей работы.
В ходе нашего исследования мы знакомились с трудами многих правоведов и, в частности, использовали учебники таких учёных, как Бабаев В.К., Хропанюк В.Н., Венгеров А.Б., Абдулаев М.И., Алексеев С.С. и другие. Также основу курсовой работы составляют многие научные статьи (таких авторов как М.Ф. Воронина, С. Бошно, О.А. Иванюк, Е.А. Ершова и многие другие) и монографические исследования (В.С. Белых и Э.Д. Соколова). Особое предпочтение для исследования нашей курсовой работы было отдано учебнику для вузов под редакцией Сырых В.М.
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие «источник права»;
-исследовать виды источников права;
-указать понятие и признаки нормативного правового акта;
-обозначить структуру нормативного правового акта;
-установить виды нормативных правовых актов.
Объектом исследования является источник права в форме нормативного правового акта как наиболее распространённый и применяемый в российском праве.
Предметом исследования данной курсовой работы является нормативный правовой акт – официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы.
Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделённые на пункты, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ
1.1 Понятие и признаки нормативного правового акта
На современном этапе развития нормативный правовой акт является доминирующей формой в российском праве. Он единственный, кто определяет вид той или иной системы права. Именно он устанавливает роль и иерархическую системную взаимосвязь других правовых источников (форм). Только нормативные правовые акты задают основу всей системы законодательства в целом. Важность этого понятия требует его закрепления в законодательных актах[1].
Говоря уже о других источниках: правовых обычаях, судебных прецедентов, правовых доктрин и иных правовых форм, нельзя не отметить то, что на данный момент в Российской Федерации они занимают альтернативную, резервную или вспомогательную роль в регулировании тех или иных общественных отношений.
На мой взгляд, данное определение чётко раскрывает смысл понятия нормативного правового акта, его функции и задачи.
Нормативный правовой акт – это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органам и содержащего правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение[2].
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права[3].
Нормативно-правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного права, содержащий правовые нормы.
Современная юридическая наука рассматривает формы права непосредственно с содержанием норм права. Определение таковых норм в правовом обычае и судебной практике, не всегда обладает конкретным характером. Данные нормы права вырабатываются постепенно, в связи с повторением частных случаев применением определенного правила поведения. Поэтому эти нормы не могут в полной мере воплотить в себе чёткого и определённого выражения.
В настоящее время российское законодательство и практика судов рассчитано в основном на «очень квалифицированных пользователей». Актуальна на данный момент такая проблема, что органы государственной власти перекладывают на субъекты права, включая граждан страны, обязанности по выявлению этих признаков в тех документах, которые они принимают. Поэтому участники правоотношений должны быть более образованными и иметь достаточно глубокие знания о каждом признаке нормативно-правового акта, чтобы защитить свои права и законные интересы. Исходя из этого признаки нормативного правового акта, перестали быть книжным шаблоном для узких специалистов, а стали исключительно конкретным правоприменительным инструментом.
Выделяются следующие признаки нормативного правового акта:
1.Нормативно-правовой акт имеет волевое содержание.
Здесь говорится о том, что правовой акт является выражением чьей-то воли. Вопрос уже в том, чью волю выражает тот или иной акт. Наиболее узким ответом является связь нормативного правового акта и воли государства. Рассматривая данный вопрос с позиции социологического подхода, следует отметить, что закон должен отражать интересы общества. Обобщая сказанное, можно отметить, что нормативно-правовой акт выражает волю социальной общности. В акте закрепляются задачи и цели, на решение которых он направлен[4].
2.Официальный характер изложения нормативно-правового акта.
«Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации, либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовые акты предопределяется Конституцией, законом, положением, уставом, то есть статусным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов актов, которые за ним закреплены. Нередко же на практике государственные органы произвольно избирают форму правового акта и нарушают тем самым законность». Официальный характер нормативно-правовой акт обретает в его связях с государством. Уже тот факт, что нормативно-правовой акт необходим для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Данная роль выполняется опубликованием нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием.
3.Нормативный правовой акт входит в единую систему. Тем самым закрепляется иерархическое строение системы правовых актов. Системность показывает, что любой нормативно-правовой акт является составной частью системы законодательства. Он не может идти вразрез с другими элементами данной системы. Законодательство в целом обязано выступать единой системой, в которой все правовые нормы взаимосвязаны между собой и друг другу не противоречат.
4.Нормативность.
Нормативность обладает всеобщим и общеобязательным характером. Всеобщий характер нормативного правового акта заключается в том, что он обязан содержать общие требования в виде правовых норм и рассчитан на многократное применение. Нормативность выступает в роли одного из важнейших признаков нормативного правового акта.
5.Нормативный правовой акт является документом.
В последнее время в научных трудах высказывается мнение о тройственной природе нормативно-правового акта, который обозначается и как правовой источник, и как правовая форма, и как акт-документ.
6.Нормативно-правовой акт издаётся компетентными органами и лицами.
Каждый правотворческий орган издаёт правовые акты в пределах своей компетенции, а их компетенция отражена в юридических нормах законов, Конституции, кодексов и других. Каждому органу выделен тот круг вопросов, который он вправе решать. Выход за эти рамки представляет собой нарушение компетенции. Компетенция правотворческих органов носит либо всеобщий характер, либо относится к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. В большинстве своём Верховный Суд Российской Федерации по заявлениям сторон может участвовать в оценке компетенции участников правотворческой деятельности.
Нормативные правовые акты и нормативные документы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. – 21.01.1993. – № 7;
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 08.12.1994. - № 238-239;
3.О языках народов Российской Федерации: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 // Российская газета. – 14.12.2002;
4.Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 // Российская газета. – 21.08.1997. - № 161;
5.Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета.–19.06.1996.-№ 114;
6.О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 // Российская газета. – 28.05.1996. - № 99;
7.О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 29.12.2009.
8.Федеральный закон от 6 ноября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005
9.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822
10.Федеральный закон от 23 июня 1994 г. №5-ФЗ “О порядке опубликования и вступлении в силу Федеральных законов” // Собрание законодательства РФ. 1994. № 26. Ст. 1049
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
1.Абдулаев, М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. - 2-е изд., доп. – М.:Финансовый контроль, 2014. – 410 с.;
2.Алексеев, С.С. Проблемы теории права: курс лекций в 2-х т. - Свердловск, 1973. – 400 с.;
3.Алексеев, С.С. Общая теория права: курс в 2-х т. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360с.;
4.Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов, В.М. Корельский. [и др.]. – М., 1998., 559 с.;
5.Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.И. Архипов [и др.]. М.: Норма, 2015. – 496 с.;
6.Артье, А. Анализ Гражданского кодекса 1804 года;
- Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. — М.:Юристъ, 2018. – 592с.;
8.Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник. - М.: Юристъ, 2016. – 634с.;
9.Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография - Проспект, 2019. – 234 с.;
10.Бошно, С. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. – 2019. - № 4, 5, 6.;
11.Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2020. - 528 с.;
12.Воронина, М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках // История государства и права. – 2017. - № 19.;
13.Головистикова, А.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах: учебное пособие / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2016. 256 с.
14.Диаконов, В.В. Теория государства и права: учебное пособие. – 2014. http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum151/item2764.html
15.Дивин, И.М. Оперирование понятием нормативного правового акта в судебной арбитражной практике // Российская юстиция. – 2019. - № 9.;
16.Ершова, Е.А. Источники и формы трудового права в России // Трудовое право. – 2017. - № 10.;
17.Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014.;
18.Кудрявцев, В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 2019. - №3. - С. 23;
19.Марченко, М.Н. Является ли судебная практика источником права? // Журнал российского права. - 2020. - № 12. - С. 19;
20.Малько, А.В. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2021. - 776 с.;
21.Марченко, Н.М. Теория права и государства: курс лекций. - М., 2018. – 460с.;
22.Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. Ред. В.М. Корельский. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2013. – 596 с.;
23.Стенограмма заседания Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2003 года. – 132 с.;
24.Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2017. – 704 с.;
25.Тихомиров, Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое пособие / И.В. Комелевская. – М.: Юридический колледж МГУ, 2015. – 162 с.;
26.Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Под ред. проф. Стрекозова. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Интерстиль, 2021. - 336 с.;
27.Херлок, Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 2017.;
28.Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юрайт. -2021. - 432 с.
29.Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. 698 c.;
30.Якушев, А.В. Теория государства и права: конспект лекций. – М.: Приор, 2018. – 192 с