Введение
- Понятия и сущность налогообложения в Российской Федерации
1.1. Основные элементы налога
1.2. Функции и принципы налогообложения
1.3. Классификация налогов
- Общие условия установления обязательств по уплате налогов
2.1. Регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога
2.3. Порядок исчисления сроков уплаты, установленных законодательством
Заключение
Список использованных источников
С точки зрения правовой природы, налогообложение есть мера упорядочения, введения в определенные каналы имущественных отношений между участниками общественного производства и государством. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства.
Налог, как центральный институт доходов государственного бюджета предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, системы контроля.
Налоги составляют значительную часть - 82—86% доходной части федерального бюджета России.
Социально-экономическая функция налогов и сборов заключается в консолидации денежных средств в бюджетах всех уровней в целях финансового обеспечения деятельности государства, субъектов Федерации или муниципальных образований.
Теоретическое и практическое изучение теории налогообложения является настоятельным требованием современности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в развитых странах налоговые вопросы давно уже занимают главное место в финансовом планировании предприятий. Налоги занимают важнейшее место в ряду государственных доходов. Существование государства неразрывно связано с налогами.
Целью курсовой работы является исследование основных элементов налогов и способов установления обязательств по уплате налогов и сборов.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятия и сущность налогообложения в Российской Федерации основные элементы налога;
- рассмотреть основные элементы налога, функции и принципы налогообложения, классификацию налогов;
- определить общие условия установления обязательств по уплате налогов;
- изучить регулирование налоговой системы Российской Федерации;
- определить возникновение, изменение и прекращение обязанностипо уплате налога и порядок исчисления сроков уплаты, установленных законодательством.
Объектом исследования является налоги и налоговая система РФ.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, книги ведущих отечественных ученых-экономистов.
- Понятия и сущность налогообложения в Российской Федерации
1.1. Основные элементы налога
В статье 57 Конституции РФ определено: «Каждый обязан платить законно установленные налоги». Налог должен быть точно определен, что предполагает содержание в законодательстве исчерпывающего перечня информации о налоге.
Число налогов велико, структура их различна, тем не менее, слагаемые налоговых формул – элементы налога – имеют универсальное значение. Те элементы налога, без которых налоговое обязательство и прядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами налога. К ним относятся:
- Субъект налогообложения. Это организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги.
- Объект налогообложения. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
- Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
- Налоговая ставка. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Сроки уплаты. Срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет.
- Налоговый период. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
- Источник. Позиция финансово-хозяйственной деятельности – прибыль, доход, себестоимость, выручка от реализации за счет которой осуществляется уплата налога.
- Кроме указанных, существуют факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, но существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства:
- Льготы. Установленные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
- Порядок удержания и возврат неправильно удержанных сумм.
- Порядок зачисления налога в бюджетную систему.
- Ответственность за налоговые правонарушения.
Данные элементы не обязательно присутствуют в отдельном законе о налоге, они определяются в общей части Налогового кодекса РФ, как например, вопрос ответственности за налоговые правонарушения, либо в бюджетном законодательстве – о порядке зачисления налогов в бюджетную систему.
1.2. Функции и принципы налогообложения
Каждое юридическое или физическое лицо должно участвовать в формировании бюджета и внебюджетных государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей.
Обязательные платежи имеют различные формы: налоги, сборы, пошлина, регалии.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный или местные бюджеты, взимаемый в законодательно установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязательность означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.
Индивидуальная безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.
Наконец, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и их изменения устанавливаются законодательно — Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сбор — это обязательный целевой взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах налогоплательщика, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сборы могут быть лицензионные, регистрационные, за использование символики.
Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера. Она представляет собой один из видов сборов. Основными видами пошлин являются: таможенная, судебная, почтовая, нотариальная.
Регалии (или монополии) — это доходные права, принадлежащие исключительно государству. Примером является табачная, алкогольная монополия, монополия на азартные игры и др.
Основные принципы налогообложения
- Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (равенство всех по отношению к налогообложению). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
- Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством РФ.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Должна соблюдаться экономичность и эффективность функционирования системы налогообложения. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, и в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
- Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом.
- Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные законом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.