Введение
1 Сущность и место связей с общественностью в деятельности органов государственной власти
1.1 Понятие и принципы управления связей с общественностью
1.2 Связи с общественностью в государственных органах власти
1.3 Принципы деятельности государственных PR-подразделений
2 Особенности управления общественными связями с использованием информационных технологий на примере органов власти Владимирской области
2.1 Инновационные инструменты связей с общественностью
2.2 Информационное сопровождение деятельности органов власти
2.3 Цифровые технологии и связи с общественностью
Заключение
Библиографический список
Сегодня наше общество по праву называется информационным, одним из главных условий успешного функционирования которого является эффективное управление информацией любого формата. Для того, чтобы информационный пласт был целенаправленно доставлен до адресата, необходимо эффективно управлять коммуникационными потоками, функционирующими между субъектами информационного обмена. Этот вопрос и призвана решать служба по связям с общественностью, созданная на предприятии. В данном случае субъектами информационного обмена является компания и ее целевая аудитория. Деятельность по связям с общественностью - это, прежде всего, управление массовыми коммуникациями, информационными процессами и информационными потоками. Управление деятельностью рыночных субъектов немыслимо без профессионального и конструктивного информационного взаимодействия с аудиторией, тем более в сложных и неоднородных условиях социальных трансформаций общественности.
Таким образом, актуальность нашей работы состоит в том, что необходимость существования PR-службы в том или ином виде сегодня становится все более очевидной для многих российских организаций. В первую очередь, это обусловлено пониманием того, что любая компания функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной окружающей среды, в которую могут быть включены рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и определенные целевые аудитории, СМИ, государственные и общественные органы в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира.
Объектом исследования является институт управления общественными связями. Предметом исследования является деятельность органов государственной власти по внедрению и развитию информационных технологий в связях с общественностью.
Цель исследования – проанализировать особенности управления общественными связями с использованием информационных технологий.
Задачами курсовой работы являются:
- Раскрыть понятие и принципы управления связей с общественностью.
- Рассмотреть связи с общественностью в государственных органах власти.
- Исследовать принципы деятельности государственных PR-подразделений.
- Охарактеризовать инновационные инструменты связей с общественностью.
- Проанализировать особенности информационного сопровождения деятельности органов власти.
- Определить специфику цифровых технологий и общественных связей.
В работе использовался анализ существующих исследований по вопросам управления общественными связями с использованием информационных технологий. А также был произведен сравнительный анализ позиций и мнений российских ученых в данной сфере.
Информационной базой исследования послужили материалы учебников и учебных пособий, периодических изданий, посвященных данной проблематике, а также Интернет-ресурсы.
Цель работы, поставленные задачи и выбранные методы исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
В первой главе рассматриваются сущность и место связей с общественностью в деятельности органов государственной власти.
Во второй главе проводится анализ особенностей управления общественными связями с использованием информационных технологий на примере органов власти Владимирской области.
В заключении, на основе рассмотренных вопросов, даны соответствующие выводы.
1 Сущность и место связей с общественностью в деятельности органов государственной власти
1.1 Понятие и принципы управления связей с общественностью
Связи с общественностью - это дисциплина, которая соединяет в себе социологические, психологические и экономические аспекты. Основная задача связей с общественностью заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, которые зачастую противоположны по своим интересам и задачам.
В начале XX столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако уже в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории». Так зародились связи с общественностью – коммуникативная наука, изучающая различные социальные группы и их представления о том или ином явлении. Однако связи с общественностью не просто исследуют явления и их общественную природу, но и создают методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей. По своей сути, термин «связи с общественностью» является точной калькой с английского pablic relations. В основе данного словосочетания находится слово «отношения». Исследователи в этой области знаний рассматривают понятие «связи с общественностью» с нескольких позиций. Например, французский социолог и один из авторов кодекса специалиста по связям с общественностью Люсьен Матрдал дает следующее определение связей с общественностью: «Связи с общественностью являются, во-первых, манерой поведения, а во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает». В свою очередь, европейские учёные рассматривают связи с общественностью как функцию или особый вид деятельности руководства компании, общественной или частной организации, физического лица или группы[1].
Исходя из этого, «связи с общественностью направлены на создание, установление, поддержание или укрепление, с одной стороны, доверия, понимания и симпатии, а с другой – взаимоотношений с группами, обычно называемыми аудиториями, которые, находясь внутри или вне данной организации, обусловливают ее существование и развитие. Связи с общественностью предполагают проведение сознательной, организованно систематической и непрерывной коммуникационной политики». Сегодня в современной теории и практике под связями с общественностью понимается процесс установления доверительных взаимоотношений на основании своевременного и полного информирования общества о деятельности организации.
Основная задача связей с общественностью заключается в создании доверительных отношений к явлению, проекту или личности, так как никакая группа, компания, государство или общество в целом не могут гармонично существовать без наличия доверительных отношений. Выработка политики связей с общественностью начинается с согласия примирить интересы организации с интересами тех, от кого зависит ее развитие. Осуществление политики связей с общественностью заключается в том, чтобы после примирения этих интересов выработать и реализовать такую коммуникационную программу, которая позволила бы в дальнейшем устанавливать и поддерживать открытые отношения со всей совокупностью аудитории организации.
Сегодня предметом связей с общественностью как науки являются:
- особая область деятельности людей (поведение людей в реальных социально-экономических процессах);
- коммуникационные процессы (принятие решений в сфере коммуникативного пространства, социально-психологическая деятельность);
- функции менеджера по связям с общественностью (создатель концепции управления коммуникативной сферой, инициатор, организатор, эксперт, консультант, принимающий решения);
- структура профессиональных качеств менеджера по связям с общественностью (коммуникативность, лидерство, ответственность, гибкость мышления, высокая общая культура)[2].
Целью связей с общественностью как науки является разработка и применение на практике различных подходов и методов, обеспечивающих установление взаимоотношений между различными социальными группами, основанных на информированности и как следствие доверии. Формирующееся сегодня информационное общество базируется на следующих принципах:
- Регулирование общественных процессов на информационной основе.
- Возрастание роли информационного воздействия на ход исторического процесса.
- Осуществление прямой демократии вместо представительной.
Реализация данных принципов возможна только в том случае, когда активно задействован весь инструментарий связей с общественностью. Связи с общественностью – психологически насыщенная система управления коммуникационными потоками. Главные ее функции (планирование, организация, информирование общественности и оценка эффективности) – глубоко психологичны, так как специалисту по связям с общественностью приходится работать с особыми массовыми социально-психологическими явлениями, проявляющимися при групповом взаимодействии. Большое значение в эффективности деятельности связей с общественностью имеют профессиональные качества специалиста, реализующего данное направление, который должен владеть всем психологическим инструментарием управленческого мастерства. А именно уметь:
- взаимодействовать с людьми;
- выступать перед аудиторией;
- убеждать;
- осуществлять творческие, мыслительные операции;
- принимать эффективные решения[3].
Таким образом, связи с общественностью – это не только наука, но и искусство управления коммуникациями. Деятельность специалиста по связям с общественностью носит творческий характер и рассчитана на выработку интересных, нестандартных методов работы с широкой общественностью. Например, Сэм Блек определяет связи с общественностью как «искусство и науку достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». А его коллега Рекс Харлоу отмечает, что «связи с общественностью – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер, обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций, используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности».
Сегодня связи с общественностью ориентированы, прежде всего, на налаживание каналов коммуникации, по которым пойдет сообщение, а также на подготовку сообщения с точки зрения целевой аудитории. Связи с общественностью предполагают последовательную долгосрочную работу, нацеленную на создание и поддержание репутации организации или отдельно взятого человека как социально ответственного, т. е. исходящего из интересов общества, а не своих личных.
Властные структуры в любом обществе заинтересованы в его стабильности, которая в значительной степени зависит от их способности регулировать общественные отношения, проявляющиеся во взаимодействии между ветвями власти, властью и обществом, бизнесом и обществом, культурой и обществом, а также внутри власти, бизнеса и культуры. Связи с общественностью активно используются и в условиях проведения политической или экономической конкурентной борьбы. Сегодня общество оценивает мощь и силу власти исходя из её способности к открытости, наличия и распространения технологий социального контроля, т. е. технологий связей с общественностью. Поэтому связи с общественностью необходимо рассматривать как систему влияния на человека, на классы, социальные слои и группы с целью обеспечения социального взаимодействия и социального контроля масс. Образование, религия, пропаганда, культура, реклама – это всё формы связей с общественностью. От них зависит характер регулирования общественных отношений между властью, бизнесом, культурой, обществом с одной стороны и властью, бизнесом, культурой и человеком – с другой, а также характер разрешения противоречий между ними. Этот характер может быть эволюционным, взаимно учитывающим интересы сторон, компромиссным, а может быть революционным, манипулятивным или подавляющим[4].