ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы изучения сущности налога на доходы физических лиц
1.1 Понятие и экономическое содержание налога на доходы физических лиц
1.2 Изменения налога на доходы физических лиц на современном этапе
2. Анализ прак.тики форм.ирования на.логовых до.ходов в РФ за. счет по.ступлений НДФЛ
2.1 Особенности по.ступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ
2.2 Специфика по.ступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты ре.гионов на. при.мере Орловской об.ласти
3. Проблемы и перспективы развития налога на доходы физических лиц
3.1 Основные проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
3.2 Перспективы развития НДФЛ в России
Заключение
Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Функции налогов для государства реализуются с помощью налоговой политики.
Экономическое обоснование налоговой политики можно выразить следующими параметрами:
- формирование научного обоснования концепции становления и развития системы налогообложения;
- формирование основных векторов, направленных на усовершенствование налоговой системы Российской Федерации (РФ), как на настоящий момент, так и в перспективном периоде;
- формирование и реализация практических подходов, направленных на достижение нужных целей.
Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее следование закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Важным требованием при этом является комплексность, то есть включение согласованных мер, проводимых во всех звеньях налоговой системы. Экономически обоснованная налоговая политика всегда должна преследовать главную цель - оптимизировать централизацию средств через налоговую систему, таким образом, обеспечивая потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только установка правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, можно сделать вывод, что налоговая политика - это не автоматическое выполнение правил и предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Роль налогов в формировании экономических, социальных и демографических факторов развития общества напрямую зависит от решений, принимаемых на государственном уровне. Являясь средством эксплуатации, налоги должны служить действенным регулирующим инструментом при условии постоянного государственного контроля равновесия между обязанностью и экономической возможностью их платить. Формируя государственную казну, налоги обеспечивают финансовую основу реализации политических и экономических решений на всех уровнях государственного и муниципального управления. Подоходное налогообложение физических лиц является объектом научного и практического интереса при разработке государственной налоговой и бюджетной политики. Актуальность исследования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обусловлена тем, что он является источником доходов региональных и местных бюджетов, формирование которых определяет возможности властей в выполнении социальных обязательств, обеспечении экономического развития и создании условий повышения уровня жизни в регионе, поскольку затрагивает интересы большинства населения страны.
Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании комплекса направлений изучения и развития налога на доходы физических лиц, способствующего реализации задач социальной политики Российской Федерации и достижению социальной справедливости в обществе.
Объектом исследования является налог на доходы физических лиц.
Предметом исследования выступает специфика налогообложения доходов физических лиц, его проблемы и перспективы развития.
Целью курсовой работы является анализ сущности, значения и перспектив развития налога на доходы физических лиц.
Достижение этой цели предопределяет постановку и решение следующих задач:
- Раскрыть понятие и экономическое содержание налога на доходы физических лиц.
- Охарактеризовать изменения налога на доходы физических лиц на современном этапе.
- Рассмотреть особенности поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ.
- Проанализировать специфику поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов на примере Орловской области.
- Выявить основные проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.
- Исследовать перспективы развития НДФЛ в России.
Раскрытие предмета исследования работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, общенаучного метода, который включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили нормативные и правовые акты РФ, учебники и учебные пособия, статьи журналов и источники сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы изучения сущности налога на доходы физических лиц
1.1 Понятие и экономическое содержание налога на доходы физических лиц
Неотъемлемой статьей затрат каждого предприятия является начисление оплаты труда сотрудникам. При этом у организации, как у налогового агента возникает обязанность по начислению налогов и уплате их в бюджет. Правильный учет расчетов по НДФЛ для предприятия означает снижение штрафных санкций со стороны проверяющих органов и, как следствие, повышение рентабельности и конкурентоспособности организации.
Основы современного подоходного налогообложения физических лиц в России были заложены с принятием Закона РФ от 07.12.1991 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в России была создана принципиально иная, чем имевшая место до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. В российской налоговой системе НДФЛ является одним из немногих налогов, концепция исчисления и взимания которого на всей непродолжительной истории его существования не претерпевала резких изменений. Наиболее принципиальное изменение было произведено лишь однажды, при принятии соответствующей главы НК РФ в части шкалы ставок. До принятия НК РФ обложение доходов населения осуществлялось на основе прогрессивной шкалы ставок. Несмотря на то, что с момента введения данного налога и до принятия соответствующей главы НК РФ налоговые ставки достаточно часто менялись, иногда каждый год, все эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный характер: как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или же размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами.
Налог на доходы физических лиц является основным видом прямых налогов, который исчисляется в процентах от общего дохода физических лиц, за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Налог уплачивается по всем видам доходов физического лица, за исключением:
- государственных пособий, выплат и компенсаций;
- пособий по безработице;
- пособий по беременности и родам;
- государственных пенсий, назначаемых в установленном законом порядке;
- оплат за пожертвование;
- алиментов;
- иных видов прибыли, отраженных в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доход может быть получен в денежной и натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.
Налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев), а также нерезиденты РФ, получающие доходы из источников в Российской Федерации.
Ставка 13% считается основной ставкой и применяется ко всем доходам налоговых резидентов Российской Федерации.
Доходы нерезидентов рассчитываются отдельно по каждому платежу и не уменьшаются на вычеты, применяя ставку в следующих случаях:
- физическое лицо получает доход от работы в России;
- физическое лицо работает как высококвалифицированный специалист;
- физическое лицо-участник государственной программы переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также близких родственников таких лиц, совместно переселившихся в Российскую Федерацию;
- иностранные граждане или лица без гражданства, являющиеся беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, получают доход от трудовой деятельности;
- доходы членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.
Налоговые вычеты - это вычеты, на которые может быть уменьшен НДФЛ. Они предусмотрены только для доходов, облагаемых по ставке 13%.
Существуют следующие группы налоговых вычетов:
- стандартные;
- социальные;
- инвестиционные;
- имущественные;
- профессиональные.
В Российской практике до 2021 года применялась пропорциональная шкала ставок при расчете НДФЛ. Страны с более высоким уровнем жизни применяют прогрессивную шкалу ставок (таблица 1).
Таблица 1
Шкала налоговых ставок по НДФЛ в различных странах
Страны с прогрессивной шкалой
|
Страны с пропорциональной шкалой
|
Страна
|
Ставка,%
|
Страна
|
Ставка,%
|
США
|
0-39%
|
Россия
|
13%
|
Великобритания
|
0-45%
|
Эстония
|
21%
|
Италия
|
23-43%
|
Болгария
|
10%
|
Франция
|
5,5-41%
|
Белоруссия
|
12%
|
Налог на доходы физических лиц в России составляет значительную часть всей налоговой нагрузки граждан. Удерживая налог на доходы физических лиц, и перечисляя его сумму в бюджет, работодатель выполняет обязательства налогового агента.
К плательщикам НДФЛ в России относятся налоговые резиденты РФ и лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных и зарегистрированных на территории РФ. Налоговые резиденты, соответственно, платят НДФЛ и с дохода, полученного за пределами РФ. Резиденты - это те, кто живет в России не менее 183 календарных дней в году. Гражданство значения не имеет.
Не все доходы в России облагаются НДФЛ. НДФЛ по ставке 13% уплачивает организация с заработной платы сотрудников. Физическое лицо самостоятельно оплачивает НДФЛ от некоторых доходов.
Для резидентов существует четыре налоговые ставки - 9%, 13%, 30%, 35%. При этом налог нужно платить, как с доходов от источников в России, так и от источников за пределами России. Чаще всего используется ставка 13%. Она используется, при получении дохода от работодателя, или от продажи имущества.
В налоговой базе учитывают все доходы, которые гражданин получил в денежной и натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Исключить из налоговой базы нужно только доходы из закрытого перечня, которые, которые не облагаются НДФЛ (ст. 217 НК).
C 2020 года перечень пополнился компенсациями, с которых не надо платить НДФЛ. В частности, отдельно выделили компенсацию проезда в отпуск и обратно внутри РФ для сотрудников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Для уменьшения налоговой базы по НДФЛ физическое лицо может использовать вычеты. Всего предусмотрено шесть видов вычетов - стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные, профессиональные и вычеты по ценным бумагам. Для каждого вида вычета установлен свой размер и порядок применения. Налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%.
Таким образом, налог на доходы физических лиц играет существенную роль в формировании налоговых доходов бюджета страны. Подоходный налог стабильно обеспечивает около 10% доходов консолидированного бюджета России.
Налог на доходы физических лиц выполняет не только фискальную функцию, но также имеет высокий регулирующий потенциал. НДФЛ используется для реализации целей социальной политики государства. Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих выполнение регулирующей функции НДФЛ, являются налоговые вычеты.