Введение
Глава 1. Обзор теоретических аспектов личности в психологии
1.1 Понятие и структура личности человека
1.2 Формирование и развитие личности человека
Глава 2. Сущность деструктивного развития личности
2.1 Деструктивное развитие личности как психологическая защита против неблагоприятной социальной среды
2.2. Способы коррекции деструктивного развития личности
Заключение
Список использованных источников
В современном мире, наполненном нестабильностью и кризисами, все больше внимания уделяется развитию личности. Каждый человек желает минимально зависеть от обстоятельств и самостоятельно управлять своей жизнью, но иногда случается и обратное, человек не хочет управлять своей жизнью, а в самом крайнем случае он просто не хочет жить.
Деструктивное развитие личности отражается на его поведении. В условиях сегодняшнего нестабильного экономического состояния в обществе отмечается возрастание темпа жизни человека, так как люди вынуждены больше работать и подрабатывать, все меньше уделяя времени на культурный отдых или даже просто на осознание себя в этом мире (самоидентификацию). Стрессовая обстановка влечет за собой неуверенность в завтрашнем дне и страх остаться без средств к существованию. Подобные переживания находят свое отражение в поведении человека, которые выражаются в деструктивных действиях - убийства, наркомания, немотивированная агрессия, суицид. На сегодняшний день в обществе наблюдается рост подобных деструктивных действий среди населения. Современная ситуация в стране выражает значимость и актуальность исследования проблемы деструктивного развития личности человека и факторов, влияющих на такое развитие.
Актуальность работы заключается в изучении деструктивного развития личности как разновидности психологической защиты, которая в свою очередь является индикатором неблагополучной социальной среды.
Неблагополучная социальная среда оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние и здоровье личности. Благополучная социальная среда является основным источником гармоничного существования личности, а неблагоприятные условия среды формируют негативные поведенческие паттерны.
Неблагополучие социальной среды характеризуется социальной нестабильностью, обусловливая её как кризисную, экстремальную, критическую, переломную и неопределенную, что приводит к возникновению
трудной жизненной ситуации, которая влияет на формирование психологических защит у личности человека, но какой она будет – деструктивной или конструктивной зависит от самого человека, от его мотивов, эмоционального настроя и жизненных ориентиров.
Цель работы изучить деструктивное развитие личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и структуры личности человека;
- отразить процесс формирования и развития личности человека;
- раскрыть сущность деструктивного развития личности как психологияечкой защиты против неблагоприятной социальной среды;
- выявить способы коррекции факторы социальной среды, влияющие на развитие деструктивно настроенной личности.
Объектом изучения является личность в человеке.
Предметом изучения является деструктивное развитие личности.
При написании нами использованы общенаучные методы познания такие как, логика, диалектика, анализ, синтез, индукция и дедукция. При написании работы нами использовалась учебное пособие и научные статьи, посвященные тематике работы.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обзор теоретических аспектов личности в психологии
1.1 Понятие и структура личности человека
Понятие «личность» - одно из самых широко используемых в современной психологии. Оно относится к числу базовых понятий.
В психологической литературе понятие «личность» встречается достаточно часто, что свидетельствует о большой значимости этого понятия для проникновения в сущность субъективного бытия человека. Вместе с тем знакомство с обилием научно-психологических источников, посвященных проблеме личности человека, свидетельствует о том, что общего, принимаемого большинством членов научного сообщества понимания личности не существует. Это, вне всякого сомнения, связано с тем, что личность человека - предельно сложный предмет для научного изучения[1].
Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души.
Личность неотделима от человека, и его самого надо рассматривать в разрезе четырех уровней человеческой организации, которые в свое время определил Б.Г. Ананьев[2], куда он отнес понятие индивида, субъекта деятельности, личность, индивидуальность.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью[3].
Отсюда можно сделать расширенный вывод о том, что собою представляет личность в психологии. Под ней подразумевают конкретного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер мотивацию и социальные установки.
Под способностями понимают индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент определяют, как динамическую характеристику психических процессов человека.
Характер человека - это качества, определяющие отношение человека к другим людям[4].
Мотивация человека проявляется как совокупность побуждений к деятельности, в связке с этим идут социальные установки, которые являются убеждениями людей.
Кроме вышесказанного в структуру личности необходимо включать волю и эмоции, так как чувства – это один из видов эмоций, они имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества.
Некоторые ученые высказывают мнение что логика познания личности не подчиняется общим законам познания – от представлений к понятию. До сегодняшнего дня не существует ни единого, общего, ни исчерпывающе определяющего понятия личности[5].
Следовательно, не существует единого подхода в определении структуры личности, так как познание сущности личности идет от представлений, описывающих ее, к теориям, моделям личности, но между ними существует промежуточное звено, которое обозначается нами как подход к пониманию личности. Это подходы к тому, как определять и исследовать личность. Они не совпадают с тем, что принято называть методологическими принципами и науковедческими подходами, которые будут изложены ниже. Можно назвать эти подходы метатеоретическими, т.к. они заключены имплицитно в существующих теориях; и чтобы воспринять и понять сами теории и модели личности, нам представлялось необходимым эксплицировать их, т.е. выделить и обозначить. Эти подходы представляют собой те имплицитные позиции, занимая которые, ученые-психологи давали свои определения личности. Чтобы выявить эти позиции, их нужно не только назвать, но и разместить в определенном теоретическом пространстве, через отнесение к которому они и могут быть определены
Проблема в определении иерархии структуры организации человеческой личности тесно связаны с соотношением биологического и социального в личности, так как на формирование личности оказывают влияние как социальные, так и биологические детерминанты.
Человек рождается как представитель биологического вида и влияние генов проявляется сразу. После рождения человек одновременно попадает в определенную социальную среду, которая начинает
Этот подход в определении личности необходимо, например, учитывать в педагогике, которая на современном этапе развития, признавая роль социальных условий и воспитания, не абстрагируется от биологической природы человека. Будучи природным существом, он наделен природными силами, способностями и задатками, которые не могут не оказывать влияния на его формирование. Личностно-ориентированное обучение подразумевает рассмотрение человека как биосоциального существа. Оно предусматривает дифференцированный подход к получению знаний с учетом уровня интеллектуального развития учащихся.