Актуальность темы исследования обусловлена особенностями развития рынка туризма в настоящее время. Кризисные явления, характеризующие российский туризм сегодня, заставляют подходить по-новому к этапам формирования туристского продукта, а также искать другие подходы и новые содержания в туристской деятельности с тем, чтобы предложить возможные пути диверсификации туристского предложения.
Туристический продукт проходит длительный путь от идеи до полного освоения и применения на предприятии. Разработка и внедрение туристического продукта – это многошаговый процесс, который предполагает его комплексную и системную оценку.
Объектом исследования является туристский продукт.
Предметом исследования – формирование туристского продукта.
Цель работы – разработка тура «Изюминки Самарской области», Самарская область.
Для достижения подавленной цели были решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования туристского продукта;
- проанализировать этапы фомирования туристкого продукта;
- разработать тур «Изюминки Самарской области», Самарская область.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области туризма и транспортного обслуживания, таких как: Климова Т. Б., Мячикова Н. И., Агамирова Е.В., Зеленин А.А., Леухова М.Г.
Множество специализированной литературы посвящено обозначенной теме. В свою очередь вопрос разработки и внедрения товаров и услуг раскрывается не в полном объеме. Имеющиеся исследования по данной теме раскрывают теоретические аспекты управления изменениями на предприятиях сферы услуг на уровне общих подходов для отдельных задач деятельности по организации туризма.
Информационная база исследования – данные периодический печати и электронных СМИ по теме работы.
Методы исследования: описательный, анализа, сравнительный.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, состоящего из трех наименований и приложений. Работа изложена на 38 страницах машинописного текста, иллюстрирована одним рисунками и одной таблицей.
1 Теоретические основы формирования туристского продукта
1.1 Понятие и виды туристского продукта
В. А. Квартальнов охарактеризовал туристский продукт (далее турпродукт) как «совокупность услуг и товаров туристского назначения». Турпродукт включает в себя туры, объединенные по назначению, туристско-экскурсионные услуги и товары туристско-сувенирного назначения.
На современном этапе под турпродуктом понимают результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенного для продажи на рынке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-ФЗ, туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Соответственно, сторонами данного договора являются, с одной стороны, турист или заказчик туристского продукта, а с другой стороны, туроператор (всегда в части реализации туристского продукта) и турагент (в части заключения договора о реализации туристского продукта, если договор заключается в порядке ст. 10.1 указанного закона турагентом от своего имени).
Основным видом туристского продукта является тур.
Туром называется совокупность определенных туристических услуг и товаров туристического назначения. В ряде случаев туристский продукт увязывается с понятием «туристский пакет» — основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер. Туристский пакет включает следующие обязательные элементы: туристский центр, транспорт, услуги размещения.
Туристский центр — место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.
Услуги размещения— это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, кемпинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет,
поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Чаще всего массовым турпродуктом является турпакет, который заказчик может расширить, необходимыми для него товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации.
Туры можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от услуг, входящих в тур, туры могут быть: пэкидж-тур и инклюзив-тур. В пэкидж-тур входят комплексные туруслуги: питание, проживание, экскурсионное-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские и т.д. Инклюзив-тур включает отдельные туристические услуги по выбору и желанию туриста: дополнительное питание, экскурсионное, развлекательное обслуживание, транспорт и др.
Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают разным людям.