Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда. В итоге уровень инфляции снижается. Этот процесс наглядно представлен в виде кривой Филипса, которая наглядно демонстрирует, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь. Исходя из кривой Филипса, возникают два варианта для разного практического сочетания взаимосвязанных величин: или низкая безработица и высокая инфляция, или низкая инфляция и высокая безработица.
Однако, решения, когда при инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги, ущербны. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Выходом может быть детальное моделирование и регулирование этих процессов; решение проблем инфляции не путем повышения безработицы. В таком случае, более эффективным видится подход, рекомендуемый экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.
Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Несмотря на значительное сокращение численности безработных, ее уровень еще достаточно велик. Ее нельзя упразднить, в лучшем случае ее можно свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.
Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
1 Понятие безработного и порядок регистрации безработных граждан и признание их безработными
По общему правилу безработными признаются трудоспособные граждане, которые соответствуют совокупности следующих критериев (п. п. 1, 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1; Письмо Минтруда России от 15.12.2015 N 16-1/В-814):
- не имеют работы и заработка. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
- зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
- ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления ряда документов, к которым в общем случае относятся, в частности (п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1; ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. 4 Правил регистрации безработных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891):
- паспорт;
- трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности либо документы, их заменяющие.
С 2021 г. на впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности (электронной трудовой книжки), бумажные трудовые книжки не оформляются и не ведутся. Данные сведения могут быть получены у работодателя по последнему месту работы за период работы у него, в ПФР, через Единый портал госуслуг или в МФЦ, если в нем реализована такая возможность. Работники, сохранившие бумажные трудовые книжки, вправе в любое время отказаться от них (ч. 4, 5 ст. 66.1 ТК РФ; ч. 2, 4 - 6, 8 ст. 2 Закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ; п. 4.15 Перечня, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП);
- документы об образовании и (или) о квалификации;
- справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
- индивидуальная программа реабилитации - для инвалидов.