ВВЕДЕНИЕ
- СУЩНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и виды дополнительных услуг коммерческих банков
1.2. Общая классификация дополнительных операций банков
- ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1. Лизинговые операции
2.2. Факторинговые операции
2.3. Трастовые операции
2.4. Ипотечные операции
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА ПО ОКАЗАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ «-»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цель работы - рассмотреть понятие и сущность дополнительных услуг банка, особенности предоставления их банками России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды дополнительных услуг банков;
- проанализировать особенности дополнительных операций банков;
- проанализировать деятельность банка по оказанию дополнительных услуг на примере «-».
Методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики, финансов и банковского дела.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и виды дополнительных услуг коммерческих банков
Как известно, содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через следующие фундаментальные понятия:
- банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента [16, с.41];
- банковская операция — сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Банковский продукт - это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве» [10, с.35];
- банковская услуга — результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже ценных бумаг и т.п.) [8, с.104].
Банковские операции и соответственно банковские услуги могут быть ориентированы и на производственные и иные потребности самого банка, включая разные его подразделения и конкретных сотрудников. Однако в данной книге будут рассматриваться главным образом такие дополнительные операции и соответственно дополнительные услуги, которые банк оказывает сторонним лицам — своим клиентам, а также другим кредитным организациям.
После этих предварительных замечаний необходимо остановиться на главном в данном случае вопросе - что следует понимать под дополнительными операциями (услугами) банков, При этом мы исходим из того, что вопрос разделения операций (услуг) банков на базовые (основные) и дополнительные — это фактически вопрос о сущности или экономической природе банков как особых финансовых институтов.
В принципе можно было бы использовать следующий простой подход: считать дополнительными все те операции (услуги) банков, которые не являются базовыми. Базовыми для современных российских коммерческих банков мы считаем следующие операции (услуги) [5, с.64]:
- прием денег во вклады (депозиты) от физических и юридических лиц;
- выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов;
- проведение расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов;
- кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля-продажа иностранных валют.
Именно эти операции определяют природу банков как особых финансовых институтов и в то же время в приведенном их перечне отражается специфика деятельности банков в современных российских условиях.
Следовательно, все, что не попадает в данный перечень, - это суть дополнительные операции. Такой подход к вопросу нельзя назвать неверным, однако он нуждается в «наполнении», расшифровках и разъяснениях. При этом неизбежно возникают разные точки зрения, отбросить которые невозможно.