Введение
- Сущность товарной политики
1.1 Товар и его свойства
1.2 Сущность товарной политики предприятия
1.3 Виды товарной политики
- Особенности формирования товарной политики фирмы
2.1 Элементы товарной политики фирмы
2.2 Формирование товарной политики фирмы
Заключение
Список литературы
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.
Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.
Товарная политика, хотя и очень важная, но тем не менее лишь составная часть хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизм стимулирования должны ориентироваться на конкретного потенциального потребителя, в расчете на которого производитель должен выпускать товары.
Целью данной работы является проведение исследования особенностей формирования товарной политики фирмы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть товар и его свойства,
2) проанализировать сущность товарной политики предприятия,
3) изучить виды товарной политики фирмы,
4) исследовать элементы товарной политики фирмы,
5) определить особенности формирования товарной политики фирмы.
Объектом исследования является товарная политика фирмы. Предметом исследования выступают особенности формирования товарной политики фирмы.
Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
- Сущность товарной политики
1.1 Товар и его свойства
Первобытное общество в виде семьи и рода существовало таким образом, что каждый обеспечивал себя и своих близких необходимыми продуктами питания, жильем, одеждой и прочими благами. Однако по мере развития социума произошло разделение труда. Это явление обуславливало качество продуктов, но неизбежно привело и к нехватке каких-либо благ у каждого человека.
Так, к примеру, у мясника не было крупы, а у того, кто выращивал пшеницу, не было свинины. Удовлетворить нужды каждого из них помог обмен товарами. Но для этой операции было необходимо определенное количество так называемых лишних продуктов, которые бы оставались после того, как каждый удовлетворит свои нужды в произведенных вещах. То есть мяснику для того, чтобы обменять свинину на другую продукцию, нужно было вначале обеспечить самого себя мясом в полной мере, а затем совершать с оставшимся после этого сырьем. Этот краткий экскурс в историю осветил путь возникновения этого явления. Таким образом, ранее это слово «товар» имело значение излишков производства. Сейчас же продукты изготавливаются специально для их обмена либо продажи. Что такое товар в настоящее время? Попробуем разобраться [15, c.85].
Самый простой способ определить значение какого-либо предмета – это описать его свойства.
Первое качество этого явления – способность обмениваться на другие вещи. Таким образом, товар – любая вещь, не ограниченная в обороте. Вторым выделяемым свойством является способность удовлетворять любую из потребностей людей, то есть полезность для человека. Таким образом, можно сказать, что товар – это продукт труда, созданный для блага общества. И, наконец, третье качество описывает цель производства вещей. Ведь каждое изделие создается для его дальнейшей продажи либо же обмена. Реализация вещей предполагает получение определенной выгоды. Следовательно, продукт труда, произведенный для продажи, и есть товар. Со свойствами мы разобрались.
В литературе в настоящее время существуют два основных фундаментальных подхода к пониманию смысла того, что такое товар.
Первая теория, конечно же, марксистская. Этот подход рассматривает товар как полезный результат трудовой деятельности людей, который предназначен для продажи. В этом определении учитывается способность удовлетворения такими вещами человеческих потребностей, цель создания продуктов и связь их с людским трудом. Второй подход к пониманию того, что такое товар, предоставила австрийская экономическая школа. Представители этой концепции называют продукты, произведенные для обмена, экономическими благами. Таким образом, выделяется еще одно свойство товара – его количество всегда ограничено в сравнении с людскими потребностями. Значит, этот подход учитывает соотношение между нуждаемостью в благе и его доступностью. Сколько бы теорий ни существовало, суть этого явления одна и та же, но каждый смотрит на него со своей точки зрения и исходя из личных интересов и приоритетов.
Люди постоянно проводят продажи и обмены товаров между собой. Наиболее важными свойствами товара являются его потребительская и меновая ценность. То есть, насколько тот или иной товар полезен человеку и способен ли он стать эквивалентом обмена между людьми, которые имеют товар в собственности [13, c.54].
Остановимся вкратце на основных общих характеристиках товаров:
1.Физические свойства товара (механические, электрические, термические, оптические). Вес, размер, масса, плотность и другие параметры важно знать при учете продуктов питания. Например, категория яиц зависит от абсолютной массы. Отборные яйца по размеру превышают 60 г, а те, которые относятся к категории 2, должны быть не меньше 44 г.