Введение
1 Теоретические основы понятия неналоговых доходов
1.1 Понятие, виды неналоговых доходов федерального бюджета РФ
1.2 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ
2 Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ
2.1 Поступление доходов в федеральный бюджет РФ в 2014-2015 гг.
2.2 Анализ динамики доходов от использования имущества, дивидендов, доходов от внешнеэкономической деятельности и прочее
3 Проблемы формирования неналоговых доходов и пути их оптимизации
3.1 Проблемы формирования неналоговых доходов
3.2 Пути оптимизации формирования неналоговых доходов Федерального бюджета РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Неналоговые доходы формируются за счет управления имуществом, осуществления внешнеэкономической деятельности, инвестиционных вложений, а также за счет разного рода других поступлений.
Неналоговые доходы, как правило, уступают по величине налоговым доходам бюджета любого уровня, в том числе федерального. Однако это не означает, что данный вид поступлений не следует развивать и оптимизировать. Таким образом, выбранная тема исследования является актуальной.
Цель работы – анализ неналоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические, в том числе нормативно-правовые основы формирования неналоговых доходов федерального бюджета,
- проанализировать поступление неналоговых доходов в федеральный бюджет РФ,
- рассмотреть проблемы формирования неналоговых доходов и пути их оптимизации.
Объектом исследования в работе выступают неналоговые доходы федерального бюджета РФ.
Предмет исследования – бюджетный процесс в части формирования неналоговых доходов федерального бюджета РФ.
Информационными источниками исследования выступили нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в РФ, статистическая информация об исполнении федерального бюджета РФ, научная литература и публикации в СМИ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1 Теоретические основы понятия неналоговых доходов
1.1 Понятие, виды неналоговых доходов федерального бюджета РФ
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации доходами бюджета любого уровня являются поступающие в данный бюджет денежные средства, за исключением тех, которые используются для финансирования дефицита данного бюджета.
Доходы бюджета любого уровня бюджетной системы РФ делятся на налоговые, неналоговые, а также безвозмездные поступления.
К неналоговым доходам бюджетов, в том числе федерального бюджета РФ, относят следующие виды поступлений:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- иные неналоговые доходы [1].
К иным неналоговым доходам федерального бюджета относятся, в частности:
- лицензионные сборы (норматив - 100 %);
- таможенные пошлины и таможенные сборы (норматив - 100 %);
- плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности (норматив 100 %);
- плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (норматив - 100 %);
- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям (норматив - 100 %);
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (норматив 5 %);
- консульские сборы (нормативу 100 %);
- патентные пошлины (норматив - 100 %);
- плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями (норматив - 100 %);
- сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий (норматив - 100 %);
- утилизационные сборы (норматив - 100 %);
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, и участков недр местного значения (норматив - 100 %);
- регулярные платежи за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации (норматив 40 %);
- регулярные платежей за пользование недрами, взимаемых с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (норматив - 100 %);
- плата, полученная по результатам конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, состоящего из акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности, или ее части (норматив - 100 %);
- плата от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности (норматив - 100 %);
- сборы за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр, кроме участков недр местного значения (норматив - 100 %);
- плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (норматив - 100 %);
- плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (норматив - 100 %) [1].