Введение
- Основные положения о юридическом лице в гражданском праве России
1.1. Понятие юридического лица и его организационно-правовые формы
1.2. Учредительный документ юридического лица
- Этапы создания юридического лица
2.1. Решение об учреждении юридического лица
2.2. Государственная регистрация юридических лиц
Заключение
Библиографический список
Приложения
Актуальность темы исследования. Правовой статус юридического лица с общетеоретических позиций и в научно-практическом плане всегда очень активно обсуждался на страницах и юридической, и экономической литературы. Юристы могут гордиться тем, что проведенные ими изыскания объединены в общее учение о юридических лицах, которое пополняется все новыми и новыми разработками, тем более что новейшее законодательство дает соответствующие темы для этого. Необходимо изучение судебной практики с целью выработки рекомендаций по правильному применению законодательства, регулирующего создание юридических лиц (правоприменительный аспект).
Объектом исследования является анализ общественных отношений, возникающих при создании юридических лиц.
Предмет исследования - комплекс проблем, связанных с регулированием отношений, возникающих в процессе создания юридического лица и формирования его правоспособности.
Цель работы: характеристика возникновения (создание) юридического лица.
Задачи работы:
- Изучение понятия и признаков юридического лица;
- Раскрытие порядка регистрации юридических лиц;
- Исследование административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц;
- Изучение судебной практики.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения библиографического списка, использованного при написании данной курсовой работы.
1. Основные положения о юридическом лице в гражданском праве России
1.1. Понятие юридического лица и его организационно-правовые формы
Поправки в ГК РФ были внесены Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»[1] (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ). Федеральный закон № 99-ФЗ разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»[2] и одобренной 07.10.2009 Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Изменения и дополнения, касающиеся правового регулирования юридических лиц, направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ[3] в регулировании корпоративных отношений, в частности путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Вместе с тем в целях предотвращения и исключения имеющихся в этой сфере многочисленных злоупотреблений и правонарушений предусматриваются повышение уровня требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц и усиление имущественной ответственности их органов.
Уточняется понятие юридического лица: им признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
То есть исключается правовая норма о необходимости наличия в собственности или на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имущества, которое на практике не реализовывалось (многочисленны случаи регистрации юридических лиц, обладавших вещными правами в отношении какого-либо имущества). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).
Помимо уточнения понятия юридического лица, новый Закон упорядочивает организационно-правовые формы юридических лиц, предусматривает их деление на корпоративные и унитарные организации, что позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций - потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (в том числе политических партий, профсоюзов и созданных гражданами объединений по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса[4].
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом Закон отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ, статус которых практически полностью дублировался статусом обществ с ограниченной ответственностью, и обществ с дополнительной ответственностью, которые не получили практического распространения. Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, при этом имеется в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, поскольку это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц. Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (ст. ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им ст. 65.2 ГК РФ прав участвовать в управлении делами корпорации, получать информацию о ее имущественном положении, оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется появившаяся в судебно-арбитражной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля»), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и других подобных неправомерных действий и злоупотреблений (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ). Устанавливается, что со дня вступления изменений в силу к обществам с дополнительной ответственностью применяются положения об обществах с ограниченной ответственностью, к закрытым акционерным обществам - нормы гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона № 99-ФЗ) об акционерных обществах.