Введение
- Основные характеристики научного исследования
- Практическая часть: методология диссертационного исследования
Библиография
Реферат|Философия
Авторство: bugalter
Год: 2021 | Страниц: 17
Введение
Библиография
Актуальность темы работы обусловлена тем, что проблема достоверности знания имеет совершенно особое значение для системы гуманитарных наук. Методология современного гуманитарного знания, понимаемая как система существенных аспектов мировоззрения, как совокупность средств и методов изучения общественной практики во всем многообразии ее проявления.[1] Кроме этого, методология знания исходит из представления о специфике объекта гуманитарного знания и, следовательно, исключительного своеобразия познавательных процедур, характерных для гуманитарных наук.
Практически любое научное исследование проводится по общепринятым стандартам, заданным в том или ином идеале научности.
Целью проводимых исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.
В кратком изложении общенаучная методология в рамках теоретического мышления предполагает культивацию следующих мировоззренческих позиций. Это: неразрывная взаимосвязь общенаучных и отраслевых (частнонаучных) методов, способов, средств познания и воздействия на общественные отношения; комплексный, многомерный, многозначимый и многоуровневый характер явлений; неразрывная взаимосвязь частных и публичных интересов и т.д.[2]
Общенаучные методы, применяемые во всех науках, рассчитаны на решение тех или иных задач, возникающих в познавательно-исследовательской деятельности. Все они касаются существенных моментов этой деятельности, но «масштабность» их неодинакова. Одни из них выступают в качестве конкретных познавательных средств на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, а другие связаны с решением более широких познавательных задач.
Проведем анализ основных из числа наиболее широких общенаучных подходов и методов на эмпирическом уровне.
Наблюдение заключается в специально организованном восприятии исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Оно отличается от обыденного (житейского) наблюдения. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
Исследовательская беседа как метод изучения явлений состоит в выявлении отношения людей, их чувств, намерений, оценок и позиций и отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.
Изучение документации и результатов (продуктов) деятельности используется для характеристики процесса, где в качестве источников информации выступают журналы, книги протоколов заседаний, правила, различные планы и др.
Эксперимент, по своей сути – это строго контролируемое наблюдение в форме научно поставленного опыта и в точно учитываемых в условиях. В зависимости от поставленной экспериментатором цели различают:
- констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие явления;
- проверочный или уточняющий эксперимент, когда проверяется предположение (гипотеза), созданная в процессе осмысления проблемы;
- преобразующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые явления. Изучение и обобщение передового опыта есть организованная познавательная деятельность по изучению и теоретическому осмыслению практики работы.
Теоретический анализ идей позволяет делать глубокие научные обобщения (выводы) по важнейшим вопросам и находить новые закономерности (подходы, принципы) там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
Моделирование является методом создания и исследования моделей (мысленно представленных или материализованных систем), которые позволяют получить новую информацию об исследуемом объекте (объектах).
Например, в теории и методике обучения моделирование успешно применяется для решения следующих важных задач: оптимизации структуры учебного материала; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью; управления учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!