Введение
Глава 1. Основные онтологические понятия
Глава 2. Первые трактовки бытия у древнегреческих философов
Глава 3. Вопрос бытия у Платона и Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 20
Введение
Глава 1. Основные онтологические понятия
Глава 2. Первые трактовки бытия у древнегреческих философов
Глава 3. Вопрос бытия у Платона и Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Понятие бытия – одно из главных в словаре западноевропейской философии. Оно активно употреблялось в основополагающих построениях онтологии, гносеологии, этики и эстетики. Более того, оно настолько связано со становлением западной философии, с такой необходимостью (иногда, впрочем, и с неожиданностью) возникало в ходе важнейших для понимания истории философии теоретических споров, так постоянно воспроизводилось в периоды больших идейных революций, что можно предположить его причастность к самой сущности западноевропейского способа философствования. Не случайно момент кристаллизации категории бытия – поэму Парменида – Гегель, продолживший онтологическую традицию, назвал началом философии, а Рассел, скептически к этой традиции относившийся, – началом метафизики.
Изучение истории категории бытия является, пожалуй, единственным путем к пониманию ее содержания, раскрывшегося в различные эпохи с разной степенью полноты. Есть и обратная связь: изучение содержания категории открывает путь к пониманию смысла идейных и культурных событий той или иной эпохи. Поэтому тему данного исследования можно определить так: каким образом смысл философского употребления слова «бытие» разъясняется историей философии и что в истории философии разъясняется благодаря событиям истории понятия «бытие»?
Цель работы – рассмотреть понимание онтологии в древнегреческой философии.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Исходя из задач работы, основная часть работы была поделена на 3 главы, используя метод историзма (хронологический метод).
За два тысячелетия существования греческой философии основная терминология дополнялась, уточнялась, но в целом оставалась неизменной, поскольку была обусловлена одним языком. В самом общем виде, отнюдь не претендующем на полноту, ее можно представить следующим образом.
Таким образом, бытие как понятие введено в философию Парменидом, и хотя характер термина оно приобрело значительно позже – видимо, в контексте платонизма, – понятием в поэме Парменида оно является с несомненной очевидностью. До Парменида предметом размышления философов были сущие вещи, а не сущее как таковое. Однако среда, в которой произошла кристаллизация понятия, возникла вместе с рождением философии, и, может быть, точнее будет сказать, что рождение философии и было той средой, которая сделала возможной онтологию[1].
В самом деле, главной задачей нового типа знания – философского – было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку. Эмпирическая наука не нуждалась в такого рода самооправдании: наличие опыта и как материала для обобщения, и как критерия эффективности идеи служило достаточной гарантией целесообразности науки. Но философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло стать предметом опыта. Поэтому решающим для самообоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину. Естественно, что мысль или ряд мыслей существуют сами по себе, и вещь или ряд вещей – сами по себе. Эти два ряда не могут пересекаться в силу своей природы. Философии для завоевания права на существование нужно было найти точку пересечения этих параллельных рядов – задача, для решения которой необходимо найти какое-то новое измерение.
Разумеется, основные термины греческой онтологии восходят к глаголу быть, от которого образуются такие понятия, как бытие, сущее и сущность. Соответственно, бытие и сущее четко различаются грамматически, однако греки обычно не придавали этому теоретического значения. Это объясняет, почему «бытие» в философских текстах использовалось сравнительно редко и зачастую ему предпочитали односложное «сущее» – между ними не видели принципиальной разницы. Именно последнее, таким образом, оказывается наиболее употребительным понятием:
«Сущее – наиболее общее из всего, поэтому оно и сказывается обо всем».
Сущее вообще – это все, что есть, совокупность сущих, взятых в аспекте своего существования. В русском языке, однако, данное слово вышло из обихода и употребляется теперь лишь в работах по истории философии, поэтому не лишним будет напомнить: сущее есть не что иное, как существующее, т. е. то (все), что существует, а также его существование (сущность и существование – два аспекта сущего). При этом сущее может пониматься как общее или единичное, что порою заставляет мыслителя уточнять: «…сущее, и не какое-либо сущее, а сущее вообще»[2]. Когда сущее берется как единичное, оно понимается как одно из сущих, т. е. как некая сущность.
Сущие – это множество сущностей. Как и всякое множество, оно может рассматриваться в аспекте своего единства – и тогда оно означает сущее вообще.
Сущность– это то, что есть естество, существо, существующеенечто, котороеопять-такипонимаетсядвояко: вузкомсмысле–какиндивид, нечтоконкретное, в широком – как род и вид[3]. В обоих случаях сущность указывает на то, что есть, т. е. употребляется в значении сущее. Проблема в том, что философская история этих терминов спутана, поскольку в одних случаях они отождествляются, тогда как в других подчеркивается их различие.
Такова основная терминология греческой онтологии, восходящая к глаголу быть. Данная лексика была ориентирована на исследование сущности сущего: вводя в философский оборот понятие сущность, Платон придает онтологии специфический ракурс, поистине судьбоносный для европейской метафизики.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!