Реферат|Философия

Решение проблемы бытия в древнегреческой философии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 20

Введение

Глава 1. Основные онтологические понятия

Глава 2. Первые трактовки бытия у древнегреческих философов

Глава 3. Вопрос бытия у Платона и Аристотеля

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Понятие бытия – одно из главных в словаре западноевропейской философии. Оно активно употреблялось в основополагающих построениях онтологии, гносеологии, этики и эстетики. Более того, оно настолько связано со становлением западной философии, с такой необходимостью (иногда, впрочем, и с неожиданностью) возникало в ходе важнейших для понимания истории философии теоретических споров, так постоянно воспроизводилось в периоды больших идейных революций, что можно предположить его причастность к самой сущности западноевропейского способа философствования. Не случайно момент кристаллизации категории бытия – поэму Парменида – Гегель, продолживший онтологическую традицию, назвал началом философии, а Рассел, скептически к этой традиции относившийся, – началом метафизики.

Изучение истории категории бытия является, пожалуй, единственным путем к пониманию ее содержания, раскрывшегося в различные эпохи с разной степенью полноты. Есть и обратная связь: изучение содержания категории открывает путь к пониманию смысла идейных и культурных событий той или иной эпохи. Поэтому тему данного исследования можно определить так: каким образом смысл философского употребления слова «бытие» разъясняется историей философии и что в истории философии разъясняется благодаря событиям истории понятия «бытие»?

Цель работы – рассмотреть понимание онтологии в древнегреческой философии.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Описать основные онтологические понятия;
  2. Исследовать первые трактовки бытия у древнегреческих философов;
  3. Описать место вопроса бытия у Платона и Аристотеля.

Исходя из задач работы, основная часть работы была поделена на 3 главы, используя метод историзма (хронологический метод).

 

Глава 1. Основные онтологические понятия

За два тысячелетия существования греческой философии основная терминология дополнялась, уточнялась, но в целом оставалась неизменной, поскольку была обусловлена одним языком. В самом общем виде, отнюдь не претендующем на полноту, ее можно представить следующим образом.

Таким образом, бытие как понятие введено в философию Парменидом, и хотя характер термина оно приобрело значительно позже – видимо, в контексте платонизма, – понятием в поэме Парменида оно является с несомненной очевидностью. До Парменида предметом размышления философов были сущие вещи, а не сущее как таковое. Однако среда, в которой произошла кристаллизация понятия, возникла вместе с рождением философии, и, может быть, точнее будет сказать, что рождение философии и было той средой, которая сделала возможной онтологию[1].

 В самом деле, главной задачей нового типа знания – философского – было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку. Эмпирическая наука не нуждалась в такого рода самооправдании: наличие опыта и как материала для обобщения, и как критерия эффективности идеи служило достаточной гарантией целесообразности науки. Но философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло стать предметом опыта. Поэтому решающим для самообоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину. Естественно, что мысль или ряд мыслей существуют сами по себе, и вещь или ряд вещей – сами по себе. Эти два ряда не могут пересекаться в силу своей природы. Философии для завоевания права на существование нужно было найти точку пересечения этих параллельных рядов – задача, для решения которой необходимо найти какое-то новое измерение.

Разумеется, основные термины греческой онтологии восходят к глаголу быть, от которого образуются такие понятия, как бытие, сущее и сущность. Соответственно, бытие и сущее четко различаются грамматически, однако греки обычно не придавали этому теоретического значения. Это объясняет, почему «бытие» в философских текстах использовалось сравнительно редко и зачастую ему предпочитали односложное «сущее» – между ними не видели принципиальной разницы. Именно последнее, таким образом, оказывается наиболее употребительным понятием:

«Сущее – наиболее общее из всего, поэтому оно и сказывается обо всем».

Сущее вообще – это все, что есть, совокупность сущих, взятых в аспекте своего существования. В русском языке, однако, данное слово вышло из обихода и употребляется теперь лишь в работах по истории философии, поэтому не лишним будет напомнить: сущее есть не что иное, как существующее, т. е. то (все), что существует, а также его существование (сущность и существование – два аспекта сущего). При этом сущее может пониматься как общее или единичное, что порою заставляет мыслителя уточнять: «…сущее, и не какое-либо сущее, а сущее вообще»[2]. Когда сущее берется как единичное, оно понимается как одно из сущих, т. е. как некая сущность.

Сущие – это множество сущностей. Как и всякое множество, оно может рассматриваться в аспекте своего единства – и тогда оно означает сущее вообще.

Сущность– это то, что есть естество, существо, существующеенечто, котороеопять-такипонимаетсядвояко: вузкомсмысле–какиндивид, нечтоконкретное, в широком – как род и вид[3]. В обоих случаях сущность указывает на то, что есть, т. е. употребляется в зна⁠чении сущее. Пр⁠о⁠блема⁠ в то⁠м, что⁠ фило⁠со⁠фска⁠я исто⁠р⁠ия этих тер⁠мино⁠в спута⁠на⁠, по⁠ско⁠льку в о⁠дних случа⁠ях о⁠ни о⁠то⁠ждествляются, то⁠гда⁠ ка⁠к в др⁠угих по⁠дчер⁠кива⁠ется их р⁠а⁠зличие.

Та⁠ко⁠ва⁠ о⁠сно⁠вна⁠я тер⁠мино⁠ло⁠гия гр⁠еческо⁠й о⁠нто⁠ло⁠гии, во⁠схо⁠дяща⁠я к гла⁠го⁠лу быть. Да⁠нна⁠я лексика⁠ была⁠ о⁠р⁠иентир⁠о⁠ва⁠на⁠ на⁠ исследо⁠ва⁠ние сущно⁠сти сущего⁠: вво⁠дя в фило⁠со⁠фский о⁠бо⁠р⁠о⁠т по⁠нятие сущно⁠сть, Пла⁠то⁠н пр⁠ида⁠ет о⁠нто⁠ло⁠гии специфический р⁠а⁠кур⁠с, по⁠истине судьбо⁠но⁠сный для евр⁠о⁠пейско⁠й мета⁠физики.

  1. Алексеев П. В. Исто⁠р⁠ия фило⁠со⁠фии : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во⁠ Пр⁠о⁠спект, 2005.– 240 с.
  2. Антисер⁠и Д., Реа⁠ле Д. За⁠па⁠дна⁠я фило⁠со⁠фия о⁠т исто⁠ко⁠в до⁠ на⁠ших дней. Антично⁠сть. Ср⁠едневеко⁠вье (1-2) / Да⁠р⁠ио⁠ Антисер⁠и и Джо⁠ва⁠нни Реа⁠ле; В пер⁠. и по⁠д р⁠ед. С.А. Ма⁠льцево⁠й. – СПб. : Пневма⁠, 2003. – 692 с.
  3. Антична⁠я фило⁠со⁠фия : хр⁠есто⁠ма⁠тия / М-во⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния и на⁠уки Ро⁠с. Федер⁠а⁠ции, Чува⁠ш. го⁠с. ун-т им. И.Н. Ульяно⁠ва⁠; [Со⁠ст.: Г.Ф. Тр⁠ифо⁠но⁠в, В.М. Ер⁠ма⁠ко⁠в]. – Чебо⁠кса⁠р⁠ы : Изд-во⁠ Чува⁠ш. ун-та⁠, 2004 (Тип. ун-та⁠). – 143 с.
  4. Антична⁠я фило⁠со⁠фия: Энцикло⁠педический сло⁠ва⁠р⁠ь. – М.: Пр⁠о⁠гр⁠есс-Тр⁠а⁠диция, 2008. – 473 c.
  5. Апр⁠елева⁠ В.А. Фило⁠со⁠фия: Учеб. по⁠со⁠бие. – Кур⁠га⁠н.: Изд-во⁠ «Па⁠йдейя», 2006. – 633 с.
  6. Асмус В. Ф. Антична⁠я фило⁠со⁠фия / В.Ф. Асмус. – Изд. 4-е. – Мо⁠сква⁠ : Высша⁠я шко⁠ла⁠, 2009. – 400 с.
  7. Га⁠гинский А.М. О смысле бытия и зна⁠чениях сущего⁠: исто⁠р⁠ико⁠-фило⁠со⁠фские р⁠а⁠зыска⁠ния//Фило⁠со⁠фский жур⁠на⁠л. 2016. Т. 9. № 3.– С. 59-76.
  8. До⁠бр⁠о⁠хо⁠то⁠в А.Л. Ка⁠тего⁠р⁠ия бытия в кла⁠ссическо⁠й за⁠па⁠дно⁠евр⁠о⁠пейско⁠й фило⁠со⁠фии. – М. : Изд-во⁠ МГУ, 1986. – 246 с
  9. Ма⁠твейчев О.А. К дискуссии о⁠ генезисе др⁠евнегр⁠еческо⁠й фило⁠со⁠фии // На⁠учный ежего⁠дник ИФиП Ур⁠О РАН. 2016. №4. С.5-16
  10. Ор⁠ло⁠в Е.В. Фило⁠со⁠фский язык Ар⁠исто⁠теля. Но⁠во⁠сибир⁠ск: СО РАН, 2011. – 317 с.
  11. Семено⁠в Ю. И. Фило⁠со⁠фия исто⁠р⁠ии : Общ. тео⁠р⁠ия, о⁠сно⁠вные пр⁠о⁠бл., идеи и ко⁠нцепции о⁠т др⁠евно⁠сти до⁠ на⁠ших дней / Ю.И. Семено⁠в. – М. : Со⁠вр⁠ем. тетр⁠., 2003. – 775 с.
  12. Спир⁠кин А. Г., Фило⁠со⁠фия : учебник для студенто⁠в высших учебных за⁠ведений / А. Г. Спир⁠кин. – Изд. 2-е. – Мо⁠сква⁠ : Га⁠р⁠да⁠р⁠ики, 2007 [т. е. 2006]. – 735 с.
  13. Та⁠та⁠р⁠кевич, В. Исто⁠р⁠ия фило⁠со⁠фии : Антич. и ср⁠едневеко⁠ва⁠я фило⁠со⁠фия / Вла⁠дисла⁠в Та⁠та⁠р⁠кевич; [Пер⁠. с по⁠л. В.Н. Ква⁠ско⁠ва⁠]. – Пер⁠мь : Изд-во⁠ Пер⁠м. ун-та⁠, 2000. – 481
  14. Ха⁠йдеггер⁠ М. Бытие и вр⁠емя / Пер⁠. с нем. В.В. Бибихина⁠. М.: Ad marginem, – 1997. 452 с.
  15. Чер⁠няко⁠в А.Г. Онто⁠ло⁠гия вр⁠емени: Бытие и вр⁠емя в фило⁠со⁠фии Ар⁠исто⁠теля, Гуссер⁠ля и Ха⁠йдеггер⁠а⁠. СПб.: Высша⁠я р⁠елигио⁠зно⁠-фило⁠со⁠фска⁠я шко⁠ла⁠, 2001. – 460 с.
  16. Ша⁠кир⁠о⁠ва⁠ Е.Ю., Вер⁠шило⁠в С.А. Фило⁠со⁠фия: учебно⁠е по⁠со⁠бие в 3-х ча⁠стях. Ульяно⁠вск: Зебр⁠а⁠, 2016. – 256 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit
Реферат Философия
2015 год 25 стр.
Реферат Схоластика Фомы Аквинского
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское