ВВЕДЕНИЕ
1.1 ПРАВО, РЕЛИГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БЛАГО ПАЦИЕНТА
1.2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.3 МЕДИЦИНА И РЕЛИГИЯ ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БЛАГО ПАЦИЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Данная тема актуальна, так как соотношение и взаимосвязь права и религии, права и медицины - отраслей общественных отношений - вызывает в настоящее время повышенное внимание.
Связано это с целыми рядом причин, основными из которых являются смена приоритетов в вопросах регламентации оказания медицинской помощи населению, а также интенсивный прогресс ряда направлений медицинской науки.
Правовое регулирование медицинской деятельности на сегодняшний день является приоритетным направлением развития здравоохранения в стране. Медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования — моралью и правом. Принципиальное отличие правового регулирования человеческих отношений от морального заключается в том, что правовое регулирование реализуется через законы, правительственные постановления, судебные решения. На смену административно-правовым методом разрешения спорных вопросов охраны здоровья пришли юридические - более прогрессивные, современные и цивилизованные способы регулирования.
Взаимосвязь религии и закона глубока и сложна. Быстро растет количество верующих в нашей стране. Правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные — внутреннюю. взаимодействуя, они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если право воздействует на условия и процесс производства, распределения и обмена материальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодные тем, или иным слоям общества.
Религиозные нормы служат источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательство на религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные его институты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних.
Религия традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяло людей, оказывало прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения, Многие законодательные положения имеют религиозно-нравственные корни (запрет убийство, кражи и т.д.).
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть общие принципы взаимодействия права и религии;
- Рассмотреть вопрос о взаимодействии права и медицины
- Изучить проблем права граждан в области охраны здоровья
- Проанализировать Формы взаимодействия норм права и религии
Объектом исследования - являются правоотношения, возникающие в использовании права в медицине и религии.
Предмет исследования - взаимодействие права, религии и медицины на благо пациента.
1.1 ПРАВО, РЕЛИГИЯ И МЕДИЦИНА: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА БЛАГО ПАЦИЕНТА
Тема взаимодействия права, религии и медицины в настоящее время является актуальной, так как зачастую в современной медицинской деятельности имеют место ситуации, когда возникает конфликт между религиозными убеждениями человека и медицинским принципом «не навреди».
Статья 21 Конституции РФ гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Оказание медицинской помощи в объёме, противоречащем религиозным убеждениям человека, нарушает принцип человеческого достоинства, если это не представляет угрозу жизни и здоровью лица, не способного по своему состоянию дать согласие на медицинское вмешательство.
В ситуациях чрезвычайных происшествий, например, если пациент находится без сознания, необходимо руководствоваться положениями статьи 20 Федерального Закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно части 9 данной статьи, медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
- если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в случаях, когда, согласно законным требованиям, они должны присутствовать);
- в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
- в отношении лиц, страдающих тяжёлыми психическими расстройствами;
- в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
- при проведении судебно-медицинской экспертизы или судебно-психиатрической экспертизы.
В практике бывают случаи, когда родители по религиозным соображениям отказываются давать врачам разрешение на переливание крови ребенку, для которого такое вмешательство является жизненно необходимым. В таких случаях, при отказе одного из родителей, в том числе и по религиозным убеждениям, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица.
Иногда возникают ситуации, когда при необходимости проведения патологоанатомических вскрытий специалисты сталкиваются с возражениями родственников против этого, в том числе и по религиозным мотивам. Отказ семьи следует уважать как осуществление права на религиозные убеждения. В таких случаях следует руководствоваться положениями статьи 67 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», согласно которой, при проведении патологоанатомических вскрытий, по религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника, а при их отсутствии иных родственников либо законного представителя умершего или при волеизъявлении самого умершего, сделанном при его жизни, патологоанатомическое вскрытие не производится, за исключением случаев:
- подозрения на насильственную смерть;
- невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и непосредственной причины смерти;
- оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
- подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
- рождения мёртвого ребёнка;
- необходимости судебно-медицинского исследования;
- смерти:
а) связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови или её компонентов;
б) от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
в) от онкологического заболевания при отсутствии гистологи ческой верификации опухоли;
г) от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
д) беременных, рожениц, родильниц и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно. В вышеуказанных ситуациях, установленных законом, вскрытие производится обязательно.
Человек, в том числе и по религиозным убеждениям, несогласный на изъятие его органов, должен быть заинтересован в оформлении заявления о своем волеизъявлении, т.к. положениями статьи 47 ФЗ № 323 установлено, что совершеннолетний, дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации в порядке, установленном законодательством РФ.
Зачастую медицинским работникам не удается избежать нарушения этических принципов, однако это не снимает остроту вопроса о допустимости медицинской помощи при искусственном прерывании беременности и медицинской стерилизации.