Введение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И СБОРОВ
1.1. Налог как правовая категория: понятие, сущность
1.2. Сборы: понятие и специфические особенности
ГЛАВА 2. НАЛОГИ И СБОРЫ, ВЗИМАЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Федеральные налоги и сборы
2.2. Региональные налоги и сборы
2.3. Местные налоги и сборы
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. В настоящее время Российская Федерация переживает период реформ, затрагивающий сферы управления, налогообложения, межбюджетных отношений, без чего не может существовать ни одно государство. Все указанные реформы направлены, прежде всего, на дальнейшее развитие федеративных отношений в данных направлениях деятельности страны, на построение сильной экономики, что, в конечном итоге, невозможно без определения четкой компетенции территориальных образований в лице Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области установления налогов и сборов. Это обусловлено тем, что налоговые и неналоговые платежи в своей массе составляют порядка 80 процентов от доходной части бюджета любого уровня бюджетной системы страны. А наполняемость бюджетов зависит в большей степени от разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по установлению и распределению сумм налогов и сборов.
Как известно, современная система налогов и сборов берет свое начало с 90-х годов двадцатого века, когда был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон об основах налоговой системы). В дальнейшем система налогов и сборов претерпевала многочисленные изменения. Но принятие 31 июля 1998 года и введение в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ или Налоговый кодекс РФ), а затем принятие 5 августа 2000 года и введение в законную силу с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса РФ предопределили коренное изменение существовавшей системы налогов и сборов и правил установления и введения указанных платежей.
Однако до настоящего времени возникают многочисленные вопросы, связанные с установлением федеральных, региональных и местных налогов и сборов, что связано с нечеткостью соответствующих положений НК РФ. Поэтому данная тема представляется актуальной для изучения.
Основной целью настоящей работы является комплексное изучение видов налогов и сборов. Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определить понятие и сущность налога как правовой категории;
- определить понятие и специфические особенности сборов;
- рассмотреть налоги и сборы, взимаемые на территории российской федерации: федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с видом налогов и сборов на территории Российской Федерации, их введением на различных территориальных уровнях.
Предмет исследования составляют нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие вопросы установления налогов и сборов Российской Федерации в соответствии с особенностями ее государственно-правового устройства.
Методологическую основу работы составляет комплекс научных методов: диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, системно-функциональный и другие.
Теоретической базой исследования является научная и учебная литература по общей теории государства и права, конституционному, финансовому, налоговому, гражданскому и другим отраслям права, труды по экономике.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И СБОРОВ
1.1. Налог как правовая категория: понятие, сущность
Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференцированному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием «налоговая система». В литературе налог определялся как «всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц»[1].
Согласно ст. 2 Закона РСФСР от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[2] под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Далее законодатель указывал: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Включение «других платежей» в сферу налогово-правового регулирования не оставляло сомнения в их налоговом характере с точки зрения законодателя. Примечательно, что в тексте Закона РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» все перечисленные платежи охватывались понятием «налог», используемым как обобщающая категория. Таким образом, действовавшее до НК РФ налоговое законодательство подразумевало под налоговыми платежами практически всю совокупность бюджетных доходов.
С принятием Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Как видим, термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.
Еще до принятия НК РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П[3] налог было определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности. Согласно ст. 8 НК РФ налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал Конституционный Суд РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению Конституционного Суда РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности[4].