Сегодня пути совершенствования физической подготовленности, как правило, сводятся к применению различных инноваций, с моделированием различных ситуаций оперативно-служебной деятельности, а также использованию различных спортивных единоборств, минуя базовую индивидуальную подготовку обучаемых.
Почему-то забывается, что использование моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности в учебном процессе может принести ожидаемые результаты только при подготовке курсантов (слушателей), уже получивших базовую индивидуальную подготовку.
Спортивные же единоборства в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел могут служить лишь средством укрепления фундамента физической и психологической подготовки для овладения боевыми приемами борьбы. Но все-таки в настоящее время они могут быть использованы в полной мере лишь частью наиболее подготовленных в физическом отношении курсантов и слушателей вне рамок учебного процесса из-за лимита времени, отведенного на физическую подготовку. Основным средством тренировки боевых приемов борьбы должно быть решение условно-целевых задач, решаемых с их помощью.
Целью данной является изучение исторических аспектов применения боевых приемов, используемых в полиции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть историю зарождения боевых приемов борьбы;
2) изучить классификацию боевых приемов борьбы;
3) проанализировать пути повышения эффективности обучения боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России;
4) рассмотреть обучение Боевым приемам в США, ЕВРОПЕ, ЯПОНИИ, Ближнем Востоке.
- История зарождения боевых приемов борьбы
Начиная разговор об истории полицейских систем борьбы (противоборства с правонарушителем и его задержания), необходимо отметить, что активным периодом формирования тех или иных систем ареста является конец XIX — начало XX и продолжается по сей день. При этом основа технической базы практически всех систем была заложена ещё в древнейшие времена.
Сказать о том, что именно эта страна или хотя бы регион является создателем техники захвата и болевого контроля не реально в принципе. Поскольку все воевали со всеми и развитие навыков борьбы развивалось постоянно, как и владение оружием, совершенствование доспеха и прочего, что связано с военной наукой. При этом техника болевых контролей и удержания была не столько демонстрацией своего мастерства на поле боя, сколько носила меркантильный характер собственного обогащения — получение выкупа за знатного противника. И так было всегда и везде, и в древности, и в средние века, и в Европе, и в Азии.
Поэтому искать исторические предпосылки для создания полицейского рукопашного боя всё же стоит не в техническом арсенале, а в формировании самого полицейского аппарата, который уже и создавал что-либо, в том числе и систему борьбы, исходя из собственных требований и реалий. Ну или не создавал за ненадобностью.
При этом, отталкиваясь не от техники борьбы, а от условий развития самой полиции, становится ясна и закономерность развития полицейского противоборства.[7, c. 125]
Как формировался полицейский аппарат в Европе можно посмотреть на примере России. За всю предшествующую ХХ веку историю, начиная с князей и заканчивая последними царями, русская полиция носила военизированный характер и в большинстве своём состояла из армейских унтер-офицеров и солдат, которым роднее был штык, чем какие-либо способы задержания и контроля. При этом в полицию набирали в большинстве своём военнослужащих уже не способных по своим физическим или возрастным параметрам нести воинскую повинность. Для проведения же каких-либо арестов или поиска преступников чаще всего привлекали опять же армейские подразделения. То же можно сказать и о гражданском населении, которое нередко привлекали в качестве повинности к охране общественного порядка. Даже формирование профессионального жандармского корпуса после Восстания Декабристов вряд ли способствовало большому росту профессионализма.
Так или иначе, но практически во все времена, что в России, что во всей Европе, служба в полиции считалась недостойной знати и интеллигенции. Чтобы в этом убедиться достаточно почитать любого классика описывающего окружающий его быт. Знать, в большинстве своём, это потомственные военные, которые считали выполнение полицейских функций, то есть «общение» с низшими слоями населения ниже своего достоинства и своё предназначение если и связывало со службой, то исключительно с героической защитой Отечества. Интеллигенция же всегда видела в полиции попирателя своих свобод и вольностей. Создание того же Корпуса жандармов, направленного на выявление инакомыслия среди интеллигенции и противодействия возможным волнениям среди Офицерского Корпуса никак не могли способствовать популярности службы в полиции.
Была ли профессиональной, с таким отношением окружающих, служба в полиции? Несомненно. Поскольку противодействовать тому же профессионализму Офицерскому Корпусу, имевшему в то время практически регулярную возможность совершенствования его на той или иной войне, тоже нужно было суметь. Да и показательный пример того, что практически все организаторы Октябрьской революции и будущие руководители Страны Советов побывали на каторге и в ссылке, говорит о высоком профессионализме оперативно-розыскной деятельности полицейского аппарата того времени. Но вот говорить о каких-то развитых или зачаточных системах именно полицейской физической подготовки, наверное, будет некоторым преувеличением. Тем более, что никаких документов тех времён по этому вопросу нет. Всё строилось на физической силе и, скорее всего, на каких-то наработанных профессиональных ухватках, но претендовать на роль системы они никак не могут, тем более, что они нигде и описаны-то не были.[1, c. 165]