Введение
Глава 1. Модель профессиональных компетенций в системе управления персоналом
1.1 Структура и содержание модели профессиональных компетенций: кластеры, компетенции, индикаторы поведения
1.2 Модель профессиональных компетенций со временного руководителя
1.3 Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя
Направленность экономики на рыночные отношения, главным образом меняет техники по решению многих экономических проблем, особенно тех, которые связаны с личностью. Потому понятно, что сильное внимание, которое уделяется непосредственно концепции управления, в которой человек находится в самом центре и рассматривается как наивысшая ценность. Все системы управления, в соответствии с ней, нацелены на более полное применение в трудовом процессе способностей работника, что есть основа эффективной деятельности предприятия (фирмы, организации). Действительно, уровень конкурентоспособности коммерческого предприятия зависит от уровня роста работника, комплекса его навыков, профессиональных знаний, умений, мотивов к труду и способностей.
Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к деловым отношениям важны разные аспекты. Одним из главных аспектов является стресс, который испытывается на рабочем месте. В наше время стресс стал одной из глобальных проблем. Большинство ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связаны именно с работой, профессиональной деятельностью.
Возникновение стрессовых ситуаций может произойти по разным причинам, но чаще всего – из-за стиля менеджмента в организации. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными многие работники сознательно подвергают себя перегрузкам, что приводит к нервному и физическому истощению.
Актуальность темы. Стресс является главной социальной проблемой, которая имеет влияние на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом.
В последние годы для населения России значимость этой проблемы очень растет, что связано с процессами общественно-экономических изменений и настоящим экономическим кризисом. У современного человека стресс происходит чаще всего из-за переутомления на работе, когда он пытается выполнить работу лучше, но потом силы иссякают, и он начинает работать все хуже и хуже. Для человека стресс стал обычным явлением, поэтому существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, возрастает вероятность принятия неправильных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим создаются различные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций.
Предназначение стресс-менеджмента (т.е управления стрессом) – это как раз то, что необходимо для полноценной жизни. Не нужно бороться с самим собой, пытаясь подавить стресс, необходимо научиться им управлять. То есть создать ресурс, который поможет двигаться по жизни.
На данный момент стресс является неотъемлемой частью рабочего места. Его провоцируют: неуверенность на рабочем месте, большая конкуренция на рынке, интенсивно изменяющаяся внешняя среда, повышенные требования к подчиненным, большой объем поступающей информации, необходимость взаимодействовать с большим количеством людей. Все эти факторы приводят к переутомлению и, в итоге к стрессу.
Объект исследования: методы управления стрессами в ООО «Стройсиблес».
Предмет исследования: система управления стрессами в ООО «Стройсиблес».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент» на предприятии ООО «Стройсиблес».
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
- рассмотреть модель профессиональных компетенций в системе управления персоналом;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Стройсиблес»;
- проанализировать систему управления персоналом и кадрового состава ООО «Стройсиблес»;
- изучить организационные стресс-факторы и оценить эффективность поведения руководителей в стрессовых ситуациях;
- разработать рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент» в ООО «Стройсиблес».
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: анализ научных источников по теме исследования, сравнение и классификация теоретических знаний; анализ документов организации; опрос, наблюдение, тестирование с применением методики Ю. В. Щербатых «Причины стресса в вашей работе».
Теоретическую основу исследования составили труды Г.Селье, Е.А. Буртовой, Н.Е. Водопьяновой, М.А. Одинцовой, Н.Л. Захаровой, В.П. Ратникова, Е.И. Рогова и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Первая часть работы посвящена рассмотрению модели профессиональных компетенций в системе управления персоналом. Во второй главе проведен анализ кадрового состава ООО «Стройсиблес», а также оценка эффективности поведения руководителей в стрессовых ситуациях. В третьей главе разработаны рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент» в ООО «Стройсиблес».