Введение
Глава 1 Общая характеристика налога на добавленную стоимость
1.1 Понятие налога на добавленную стоимость
1.2 Предыстория НДС в странах западной Европы и в России
Глава 2 Анализ роли НДС в формировании доходной базы бюджетов
2.1 Значение и факторы введения НДС в России
2.2 Преимущества и недостатки НДС и его перспективы развития
Заключение
Библиографический список
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Одним из факторов экономического роста является грамотное формирование доходной базы бюджетов, основными источниками которых являются налоги.
Важное место в налоговой системе многих государств, в том числе России принадлежит налогу на добавленную стоимость.
Налогообложение НДС в РФ, существующее с 1992 года, имеет достаточно долгую историю.
Вместе с тем, назрела очевидная необходимость внесения изменений в законодательную базу по большинству элементов налогообложения НДС, так как действующая в настоящее время нормативно-правовая база РФ, регулирующая порядок исчисления и уплаты НДС, не в полной мере отражает как научные изыскания по данному налогу, включая трансформирующиеся подходы к определению косвенных налогов, так и динамично изменяющиеся экономические реальности российской действительности.
В совокупности указанные факторы создают условия, когда действующее законодательство по НДС не только не способствует быстрому экономическому росту и эффективному формированию доходов бюджета, но и тормозит указанные процессы, отвлекая значительные силы и средства на решение многочисленных налоговых споров по налогообложению НДС в судах различных инстанций.
В настоящем исследовании комплексно рассмотрены проблемные вопросы налогообложения НДС и внесены системные предложения по его трансформации в условиях современной России.
Актуальность темы исследования подтверждается не только продолжающейся в настоящее время в России налоговой реформой, которая предусматривает существенное снижения налогового бремени, но и стратегическим курсом осуществляемых экономических реформ, нацеленных на стабильный экономический рост.
В целях научно-методологического обеспечения развития обложения НДС в системе налогов РФ и повышения результативности проводимых налоговых реформ, целесообразно комплексное использование различных научных подходов: системного, макроэкономического, микроэкономического и других.
Следует отметить, что в экономической литературе отсутствует единообразная теоретическая проработка концептуальных вопросов налогообложения НДС, а также его особенностей в современных российских условиях.
На практике в силу специфики данного налога также существует объективная потребность определения общих подходов к разработке направлений дальнейшего реформирования НДС.
Цель работы – изучить роль НДС в формировании доходов федерального бюджета. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть предысторию НДС в странах западной Европы и в России;
- сформулировать значение и факторы введения НДС в России;
- проанализировать преимущества и недостатки НДС и его перспективы.
Предмет исследования – отношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу уплаты налога на добавленную стоимость. Объект исследования - НДС.
Степень разработанности темы. Исследованием вопросов теории и практики налогообложения занимается ряд ученых экономистов, в том числе Брызгалин А.В., Греченко В.А., Ивашов Н.А., Пансков В.Г., Ракитина М.Ю., Черник Д.Г. и другие.
Значительное число работ специалистов направлено на изучение и анализ отдельных норм законодательства по налогообложению. Вместе с тем меняющиеся условия налогообложения требуют новых исследований, рассматривающих возможности использования регулирующего механизма налога на современном этапе развития экономики Российской Федерации, обеспечивающего постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Информационная база исследования. Исследование проводилось на основе законодательного и инструктивного материала, с использованием практического материала имеющегося на официальных сайтах Министерства Финансов РФ, Федеральной Налоговой Службы РФ и Росстата. В работе использованы научные исследования В.А. Греченко, Г. Панскова, Д.Г. Черник и других.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнена экономическая природа и сущность налога на добавленную стоимость; рассмотрены особенности налога на добавленную стоимость, объясняющие специфику его участия в процессах регулирования экономики. В качестве основных аспектов воздействия НДС на экономику выделены, с одной стороны, его большая фискальная значимость, с другой - высокий уровень давления на налогоплательщиков.
Результатом исследования явились предложения по изменению налогового законодательства в части НДС.
Практическая значимость исследования состоит в доведении ряда теоретических положений и выводов до конкретных рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Общая характеристика налога на добавленную стоимость
1.1 Понятие налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой вид косвенного налога на товары и услуги, который влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС является формой изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до предметов потребления.[1]
Носителем НДС является конечный потребитель, следовательно, в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов. В некоторых случаях, вместе с тем, НДС приобретает признаки прямого налога:
- при передаче на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) (далее в данной главе - товаров) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
НДС взимается с каждого акта продажи. Теоретически объектом налогообложения является добавленная стоимость, определяющаяся с помощью исключения из объема продукции (в денежном выражении) стоимости потребленных на ее производство материалов, сырья, полуфабрикатов, приобретенных со стороны, и некоторых других затрат. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату с отчислениями на социальное страхование, проценты за кредит, прибыль, расходы на рекламу, транспорт, электроэнергию и т. п.
Практически невозможно выделить добавленную стоимость в общей стоимости товаров, поэтому для упрощения расчетов за объект обложения НДС принимается не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на добавленную стоимость и исключение двойного обложения достигаются тем, что налогоплательщик перечисляет в бюджет разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам.[2]
Сумма НДС определяется на всех стадиях технологической цепочки вплоть до конечного потребителя как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, топливо, стоимость которых относится на издержки обращения. Поставщик (продавец) включает НДС в цену продукции, которая реализуется потребителям (покупателям). При исчислении суммы НДС базой является прирост стоимости на данной стадии производства (перепродажи). Организации и индивидуальные предприниматели являются только сборщиками этого вида налога; фактическими носителями выступают конечные потребители товаров.
Таким образом, НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рынке, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться.