Глава 2. Объекты преступлений против основ конституционного строя, создающие угрозу внешней безопасности
- государственная измена
- разглашение государственной тайны
Глава 3. Объекты преступлений против основ конституционного строя, создающие угрозу внутренней безопасности
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти
- вооруженный мятеж
- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ
- диверсия
Заключение
Список литературы
ГЛАВА 2. Объекты преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, создающих угрозу внешней безопасности.
Рассмотрим первую группу преступлений. Это преступления, создающие угрозу внешней безопасности Российской Федерации:
- Государственная измена (ст.275 УК РФ.)
- Шпионаж (ст. 276 УК РФ)
- Разглашение государственной тайны (ст.283 УК РФ)
- Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ)
Государственная измена
Государственная измена – предательство своего Отечества во все времена считалось самым тяжким государственным преступлением, наиболее гнусным и непростительным пороком. До последнего времени оно именовалось в уголовном законодательстве СССР как измена Родине, очевидно, потому, что может быть совершена только гражданином России. Такое наименование не является, строго говоря, юридическим, к тому же Родина – понятие скорее территориальное, чем государственное, ибо в обычном словоупотреблении – это место, где человек родился.
Объектом государственной измены является внешняя безопасность Российской Федерации как государства, которая включает в себя совокупность общественных отношений, установленных Конституцией страны и другими важнейшими законодательными актами о защите государственной безопасности от различных посягательств извне. Отношения, связанные с обеспечением внешней безопасности России, регулируются Законом РФ от 05.03.92 “О безопасности”, Законом РФ от 21.07.93 “О государственной тайне”, Федеральным законом от 24.04.96 “Об обороне”, Указом Президента РФ от 24.01.98 № 61 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”, Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными Постановлением Правительства от 04.09.95 № 870.
Внешняя безопасность включает неприкосновенность границ России, ее территориальную целостность (включая островные территории и суда под флагом страны), военную мощь, экономические, политические, национальные и социальные ценности, составляющие ее государственную независимость, суверенитет во внешней и внутренней политике, верховенство государственной власти. Под безопасностью государства следует понимать также состояние защищенности жизненно важных интересов государства – конституционного строя, суверенитета от внешних и внутренних угроз. Угроза безопасности государства – это совокупность условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам государства (Закон РФ «О безопасности»).
Следовательно, под внешней безопасностью РФ нужно понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т.е. конституционного строя, суверенитета, территориальной неприкосновенности РФ, от внешних угроз. В связи с этим государственная измена может быть совершена в пользу какого-то определенного государства.
Понятие конституционного строя выводится из содержания гл.1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Эта глава закрепляет исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества. В ней определена форма государственной власти в РФ (ст.1), человек, его права и свободы признаны высшей ценностью (ст.2), дано определение народа как носителя суверенитета и источника государственной власти (ст.3),установлены пределы суверенитета российской Федерации (ст.4), провозглашены и гарантированы свобода
экономической деятельности и равенства во всех формах собственности (ст.8), закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст.11), признано идеологическое и политическое многообразие (ст.13), определено соотношение действия Конституции и других законодательных и нормативных правовых актов и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров (ст.15). Содержание этих и других положений Конституции и представляет основы конституционного строя как неотъемлемую часть объекта государственной измены и других преступлений против государственной власти.
Суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитет есть важнейшее свойство самостоятельности и независимости как государственной власти, так и государства в целом. В соответствии с ч.1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Территориальная неприкосновенность есть нерушимость государственных границ – сухопутных, водных и воздушных. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г. государственной границей РФ является граница, закрепленная действующими мееждународными договорами и законодательными актами бывшего союза ССР, а также договорами Российской Федерации с определенными государствами – бывшими союзными республиками Союза ССР.
Территориальная неприкосновенность зависит от обороноспособности – состояния экономического, военного, социально-нравственного потенциала, способного обеспечить защиту государства от нападения извне.
Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.