Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.
В этих условиях чрезвычайно необходима грамотная стабилизационная политика государства, направленная на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Для нашей страны это особенно актуально в силу периодических затяжных экономических кризисов, которые в нашей стране проходят особенно остро и затяжным образом.
Цель работы – рассмотреть теоретические вопросы проведения стабилизационной политики. Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- дать определение стабилизационной политики;
- изучить инструменты макроэкономической стабилизации;
- проанализировать структурную политики и ее взаимосвязь со стабилизационной политикой;
- подробно изучить направления стабилизационной политики государства.
- Общая характеристика стабилизационной политики государства
1.1 Понятие стабилизационной политики
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент - борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов.
В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора.
Совокупность целей стабилизационной политики, представленная в графическом виде, образует так называемый «золотой четырехугольник». Сравнение конфигураций четырехугольников, построенных на основе планируемых и фактических показателей, дает представление о результативности стабилизационной политики. На рисунке изображены планировавшиеся и достигнутые значения четырех перечисленных показателей России.
По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или нейтральны. Так, кривая Филлипса в коротком периоде иллюстрирует отношения субституции между темпом инфляции и уровнем занятости как целями экономической политики. В отношении взаимодополняемости обычно находятся рост национального дохода и занятость. Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики изменчив и определяется конкретной хозяйственной ситуацией. Так, если в фазе подъема вместе с ростом уровня цен растет национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. Это наряду с ограниченными возможностями правительства влиять на развитие экономической конъюнктуры затрудняет построение «золотого четырехугольника», превращая его в «магический».
В общем виде суть стабилизационной политики сводится к воздействию государства на совокупный спрос и(или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
Пусть текущее состояние экономики отображается точкой E0 на рис. 1. Совокупный спрос равен совокупному предложению при доходе y0 и уровне цен P0. В то же время, как можно установить по кривой Оукена y(u), существует конъюнктурная безработица в размере u0 - u0*. Задача стабилизационной политики состоит в том, чтобы обеспечить смещение равновесия из положения E0 в положение E1 вдоль линии P0, предотвращая возможное самопроизвольное ее движение по маршруту, отмеченному пунктирной линией. Для этого правительство должно проводить стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику во время спада и сдерживающую (контрактивную) политику во время бума.
Рис. 1. Задачи стабилизационной политики в закрытой экономике
При этом надо иметь в виду, что сдвигаться могут не только кривые совокупного спроса и совокупного предложения, но и кривая Оукена, поскольку значение естественного уровня безработицы, как отмечалось в разделе 7.3, изменяется под воздействием демографических и технических факторов. Если к моменту установления равновесия в точке E1 кривая y(u) займет положение y(u)', то конъюнктурная безработица сохранится, хотя и в меньшем размере: u0 - u1*.
Как известно, государство очень часто вмешивается в экономику. Как правило, побуждают его к этому экономические интересы отдельных групп избирателей, реализуемые через политический механизм. Экономические интересы (цели) больших групп избирателей носят чаще всего макроэкономический характер, поэтому их можно выразить через целевые значения макроэкономических параметров. Макроэкономические цели правительства включают в себя:
1). удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах;
2). удержание безработицы ниже определенного максимума;
3). удержание инфляции в нужном коридоре;
4). поддержка инвестиций;
5). контроль и регулирование бюджетного дефицита.
Цели правительства в области макроэкономики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу и являются взаимозаменяемыми. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.
Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости. [10, c.135]
В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.
При расширенном толковании этого термина в стабилизационную политику включают:
1). меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);
2). меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня. [5, c.348]
Большинство экономистов определяют стабилизационную политику государства, как систему экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны.
При этом стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.
Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику. [9, c.147].
В зависимости от набора инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, денежно-кредитную и комбинированную.
Из-за расхождения между неоклассиками и кейнсианцами при описании механизма функционирования национального хозяйства они по-разному оценивают возможности и последствия стабилизационной политики государства.