Введение
Глава 1. Теоретические основы факторов внутренней и внешней среды организации
1.1 Факторы внешней среды организации
1.2 Факторы внутренней среды
1.3 Факторы внешней среды
Глава 2. Анализ внутренней и внешней среды ООО "Атлант"
2.1 Аналитическая характеристика ООО "Атлант"
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО "Атлант"
Выводы
Заключение
Литература
В современных экономических условиях, связанных с динамичностью развития рынков и довольно высокой степенью неопределенности окружающей среды, к анализу внутренней и внешней среды организации предъявляются новые требования. Анализ должен стать эффективным средством реализации корпоративной стратегии, т.е. инструментом конкретизации стратегических целей компании и превращения их в набор детальных плановых показателей, выраженных в операционных и финансовых терминах, привязанных к определенным временным периодам. Чтобы обеспечить эффективную реализацию стратегии, анализ должен обладать значительной гибкостью и адаптивностью: анализ должен предусматривать различные сценарии развития компании и внешней среды, а планы должны предусматривать возможность вносить корректировки, отражающие реальную ситуацию.
Грамотный анализ является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Анализ способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия, благодаря своевременному анализу хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Анализ до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.
Актуальность темы объясняется тем, что анализ позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели, планы охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и фактические данные. В процессе анализа обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
В соответствии с вышесказанным, можно сформулировать цели и задачи курсовой работы, обосновать ее содержание и структуру. Целью данной работы является исследование теоретических вопросов анализа внешней и внутренней среды организации. Предметом исследования данной работы являются вопросы планирования деятельности организации. Объектом исследования является система внешняя и внутренняя среда организации. Курсовая работа состоит из введения, первой и второй главы и заключения.
Теоретические основы факторов внутренней и внешней среды организации
1.1 Факторы внешней среды организации
Под внешней средой организации понимается совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
Факторы внешней среды имеют разную силу влияния на организацию. Их разделяют на две основные группы:
1) факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе ее прямое воздействие);
2) факторы косвенного воздействия (не оказывают никакого воздействия на организацию, но каким-либо образом скрываются).
Факторы прямого воздействия
Рис. 1.1.1: Схема факторов внешней среды прямого воздействия
Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что цель любой организации - это создание потребителя. Само выживание и оправдание организации зависит от ее способности находить потребителям результаты ее деятельности и удовлетворять их затраты.
Поставщики – это любое юридическое или физическое лицо, поставляющие товары заказчикам. В состав внешних поставок входят: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.
Конкуренты – это те, кто производит и продает аналогичную продукцию какой-либо организации. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют какого рода результаты деятельности можно продать и запросить. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителя с подчиненными.
Профсоюзы – это такие общественные организации, которые борются за права работников, тем самым, устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации. [1]
Законы и государственное регулирование – организация вынуждена считаться со множеством законов и регулирующих актов (налогообложение, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование, представление сведения государственным учреждениям).
Факторы косвенного воздействия
Организация
экономические политические социокультурные научно-технический
факторы факторы факторы прогресс
международные факторы
Рис. 1.1.2: Схема факторов внешней среды косвенного воздействия
Экономические факторы - это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т. д. Каждый фактор может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.
Политические факторы – это политическая ситуация в стране, стабильность, лояльность властей, система охраны собственности и т.д. Они влияют на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Политические факторы рассматриваются в первую очередь для того, чтобы иметь представления о том, какие действия предпринимают органы государственной власти в отношении развития общества.