Введение
Глава 1 Система государственного финансового контроля, правовое обеспечение ее деятельности, роль в бюджетном процессе
1.1 Система государственного финансового контроля, правовое обеспечение ее деятельности
1.2 Роль государственного финансового контроля в функционировании государства
Глава 2 Государственный финансовый контроль на уровне субъекта Российской Федерации, Контрольно-счетная палата Московской области
2.1 Динамика и статистика поступления налогов
2.2. Пути совершенствования государственного финансового контроля
Заключение
Список использованной литературы
Целью работы является определение проблем и путей совершенствования государственного финансового контроля.
Для достижения заявленной цели необходимо решить взаимосвязанные задачи:
- Определить теоретические основы государственного финансового контроля;
- Проанализировать методологические основы государственного финансового контроля;
- Рассмотреть организацию финансового контроля над соблюдением бюджетного законодательства, оценка его эффективности в рамках бюджетного процесса;
- Проанализировать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации;
- Рассмотреть методологическую и технологическую составляющие программно-целевого метода, проблемы внедрения и цели;
- Определить пути совершенствования государственного финансового контроля.
Теоретической и методологической основой исследования стали концепции, научные взгляды и труды отечественных экономистов, посвященные проблемам и направлениям совершенствования бюджетного процесса с помощью государственного финансового контроля. В качестве общенаучного подхода изучения темы дипломной работы принят метод синтеза, анализа, обобщения данных и др.
Эмпирическую базу исследования составляют публикуемые органами государственной власти данные, которые характеризуют роль государственного финансового контроля на данном этапе развития Российской Федерации и необходимость реформирования государственного финансового контроля, как системы воздействия общества на государство, а также данные Федеральной службы государственной статистики России и других организаций, статьи, опубликованные в специализированных периодических изданиях и размещенные в Интернете.
Глава 1 Система государственного финансового контроля, правовое обеспечение ее деятельности, роль в бюджетном процессе
1.1 Система государственного финансового контроля, правовое обеспечение ее деятельности
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово – хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку и целесообразности произведенных расходов.
На данном этапе оказывается усиленное внимание к правовому регулированию финансовых отношений в области финансового контроля, организации работы органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.
Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих положение и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе исследования, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет достаточно сложную структуру.
Система нормативно-правовых актов государственного финансового контроля состоит из четырех уровней:
- Законы, расположения, указы, приказы, постановления и распоряжения по вопросам государственного финансового контроля(предполагается, что акты станут содержать как принципиальные нормы, исходя из которых станут организовываться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила (кроме стандартов), регулирующие правоотношения в сфере государственного финансового контроля);
- Профессиональные стандарты и моральный кодекс государственного финансового контроля (включающий в себя свод норм проф. поведения работников сферы государственного финансового контроля, состоящий из правовых аспектов и аспектов профессиональной морали);
- Разъяснения к актам 1 и 2-го уровней, инструкции, объяснения, методические советы по их использованию в определенных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, объясняющий и уточняющий характер);
- Внутренние документы (регламенты) органов государственного финансового контроля.
Современная Российская Федерация в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания нужной правовой базы финансового контроля. В формирование положений Конституции РФ принят Федеральный закон «О Счетной Палате РФ». Вопросы государственного и муниципального контроля широко отражены в Бюджетном Кодексе РФ, где сформулирован и решен целый ряд нормативных правовых проблем, связанных с организацией и содержанием финансового контроля, который отражен в 9 разделе «Государственный (муниципальный) финансовый контроль».
- Конституция Российской Федерации (в ред. от 5 февраля 2014 г.) по данным правовой системы Гарант
- Бюджетный кодекс Российской Федерации в ред. с изм. от 23.07.2013 г
- Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году)
- Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации [http://news.kremlin.ru/news/17118]
- Резолюция Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/RES/66/209 “Содействие повышения эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления высших ревизионных учреждений” от 22.12.2015 [http://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/471/38/PDF/N1147138]
- Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 (ред. от 18.07.2001) “О мерах по обеспечению Государственного финансового контроля в Российской Федерации”
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции”
- Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 N 146н “Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля” (вместе с “Положением о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля”) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2009 N 13404)
- Федеральный закон от 07.02.2015 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований”
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
- Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции”
- Устав Московской области (ред. от 25.04.2014) (подписан Губернатором МО от 11.12.1996 N 55/96-ОЗ, принят решением Московской областной Думы от 05.11.1996 N 5/108 и решением Московской областной Думы об отклонении заключения Главы Администрации МО от 04.12.1996 N 6/112)
- Закон Московской области от 12.11.2014 N 135/2014-ОЗ (ред. от 05.02.2014) “О Контрольно-счетной палате Московской области” (принят постановлением Московской областной Думой от 11.11.2014 N 6/134-П)
- Закон Московской области от 19.09.2007 № 151/2007-ОЗ “О бюджетном процессе в Московской области”
- Закон Московской области № 37/2013-ОЗ “О внесении изменений в Закон Московской области «О бюджетном процессе в Московской области”
- Закон Московской области № 87/2013-ОЗ “О внесении изменений в Закон Московской области “О льготном налогообложении в Московской области””
- Закона Московской области № 123/2014-ОЗ “О межбюджетных отношениях в Московской области”
- Результаты контрольных, экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты Московской области, 2015-2013 год
- Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/
- Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/
- Официальный сайт Федерального казначейства России, http://www.roskazna.ru/
- Официальный сайт Правительства Московской области http://mosreg.ru/
- Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Московской области http://ksp.mosreg.ru/
- Официальный сайт общероссийской общественной организации “Ассоциация юристов России” http://www.alrf.ru/
- Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы, издательство “ПРОСПЕТК” 2007–13 с.
- Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2009.
- Ахмедова И.Ш. Вопросы правового регулирования деятельности органов государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение // Право и экономика. 2015. - № 5. - С. 11-19.
- Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. 672с.
- Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственный финансовый контроль» 2009–566 с.
- Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / Вахрин П.И., Нешитой А.С. 3-е изд., испр. И доп.М., Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”,2014.-115 с.
- Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления, 2014.
- Гараев И.Г. Правовое обеспечение государственного финансового контроля в современной России // Финансовое право. 2008. -№ 3. - С. 32- 38.
- Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. “Бюджетная система Российской Федерации” 2014, 628с.
- Гринкевич Л, С., Сагайдачная Н.К. “Государственные и муниципальные финансы России” 2008 г. 551 с.
- Грушевский В.И. Финансы: Учебник – М.: издательство Московского института экономики, 2008–367 с.
- Дыбаль С.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2005. – 304 с.
- Евдокимова Л.А, “Финансы, денежное обращение и кредит”, издательство: “МГИУ”: 2009–216 с.
- Колесников A.A. Государственный финансовый контроль в условиях бюджетной реформы //Финансы. 2015. - № 6. - С. 15-19.
- Кочергин, И.С. Государственный финансовый контроль. - СПб.: Лань, 2009.
- Крохина Ю.А. Вопросы полномочий органов государственного (муниципального) внешнего финансового контроля в свете реформирования Бюджетного кодекса РФ и осуществления судебной практики // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. - № 1. - С. 12-13.
- Мальцев В. А. Финансовое право: Учебник. – М.: Академия, 2008
- Саунин А.Н. Аудит эффективности в России: методика и практика. – М.: ОАО “Воентехиниздат”, 2014.- 200 с.
- Синягин А., Дубинина И. Аудит эффективности: международный опыт и российские реалии. // Бюджет. 2008.
- Степашин, С.В. Финансовый контроль. - М.: ОЛМА, 2006.
- Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль как элемент государственного управления и финансовой деятельности государства, 2014.
- Васильева М.В. Критерии и показатели оценки эффективности государственного контроля // Финансы и кредит. 2009. № 32.
- Вьюгин О.В. Российская бюджетная политика все больше похожа на советскую // RIA новости, 2013.
- Драчка, О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. – 2005. - №2.
- Саунин А.Н., статья “О понятийном аппарате государственного финансового контроля”, в журнале “Финансы и кредит”, №13, с 2-9, 2014г(апрель).
- Удовенко А.Н. Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы /Удовенко А.Н./ «Бюджет», 2016.