Характеристики федерализма в субъекте Федерации
Реферат|Теория государства и права (ТГиП)
Авторство: bugalter
Год: 2017 | Страниц: 15
Характеристики федерализма в субъекте Федерации
Как следует из Конституции РФ, субъекты Федерации должны обладать широкими возможностями по установлению и реализации собственной компетенции, осуществлению самостоятельного правотворчества, организации собственной системы органов государственной власти.
Конституционный принцип разделения властей в субъектах Российской Федерации служит необходимой правовой основой системной организации региональной власти, которая строится исходя из общих положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и конкретных предписаний конституций и уставов отдельных субъектов Российской Федерации.
Как показывает анализ законодательства, при регламентации конституционного принципа разделения властей субъекты Федерации придерживаются одного из двух наиболее распространенных вариантов: первый - в соответствии со ст. Конституции РФ; второй - в соответствии с п. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
То есть, компетенции органов власти определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В литературе широко распространены мнения об избыточном правовом регулировании данным Федеральным законом вопросов организации и деятельности региональных органов власти.
Действительно, федеральное законодательство предусматривает определенную самостоятельность для формулировки прав и обязанностей законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти субъектов РФ [3, п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 18; п. 2 ст. 21; 4, ст. 27], предоставляя им некоторую самостоятельность в распределении государственно-властных полномочий. Отдельные вопросы, связанные с реализацией полномочий по предметам совместного ведения, выносятся на усмотрение самих субъектов.
Так, например, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта устанавливается законом Субъекта Федерации Северная Осетия-Алания.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При определении предметов исключительного ведения Субъект Федерации избегает перечисления конкретных вопросов и использует формулировку, взятую из ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти.
Однако, применение в конституции Субъекта Федерации формулировки, заимствованной из ст. 73 Конституции РФ, при отсутствии в них конкретного перечня предметов исключительного ведения Субъекта Федерации создает возможность регулирования этих вопросов в законодательстве и, как следствие, почву для злоупотреблений.
В тех регионах, где собственные предметы ведения не закреплены, по мнению Т.В. Заметиной, снижаются гарантии самостоятельности субъектов, установленные ст. 73 Конституции РФ, усложняется построение эффективной модели разделения власти по вертикали на основе принципа субсидиарности.
Представляется, что предусматривать в конституции отдельную статью о полномочиях всех региональных органов без их распределения сообразно ветвям государственной власти или специальному предназначению нецелесообразно. Достаточно того, чтобы конкретные полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной власти излагались в основном законе субъекта в отдельных статьях согласно принципу разделения властей или в соответствии со специальной компетенцией и уточнялись в законодательстве.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!